Название НОД, оборудование Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. | «Осенняя ярмарка» (по мотивам стихотворения Н. Подлесовой «На веселой ярмарке») Оборудование: муляжи — морковь, арбуз, помидор, подсолнух, огурец, капуста, маска мышки; шапочки с изображением морковки, капусты, картошки, мячик. |
Подготовительная часть | Организовать детей, настроить на занятие, сконцентрировать внимание
Развитие общей моторики и пространственной ориентации
| Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на замечательную ярмарку. А что такое ярмарка? Это место, где продают разные товары. А что у нас с вами поспело к осени. Конечно же, много овощей и не только. Давайте покажем, как они красуются на нашей ярмарке. Динамическое упражнение Плавно идет капуста. Шаг с носочка. Важно шагает помидор. Шаг на всей стопе. Осторожно идет редиска. Ходьба на носках. Легко бежит горошек. Легкий бег на носках. Не спеша, вышагивает редька. Ходьба на пятках. Вприскачку спешит морковка. Подскоки. Маршируют молодцы-огурцы. Шаг марша. Модницы-морковки Взяли по обновке. |
А теперь давайте поиграем и представим, что на нашей ярмарке мы встретили арбуз. Удивляемся. Какой большой (разводим руки): УУУх. Какой арбуз красивый(сводим руки вместе к груди): ООООО. Мимическое упражнение «Арбуз». Дети передают мяч-«арбуз» по кругу под слова: Он зеленый, круглый, гладкий, А внутри он – красный, сладкий. (В. Степанов) После окончания слов ребенок, у которого оказался «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз — кислый или сладкий. Дыхат. упражнение «Арбуз» А теперь представим, какой арбуз ароматный. Резко вдыхаем носиками, нагнувшись вниз. |
Регуляция мышечного тонуса, развитие периферических отделов речевого аппарата, голоса Координация речи с движением, развитие мелкой моторики Развитие фонематического слуха | Игра «Хоровод» Дети берутся за руки, образуют круг. Взрослый читает стихи: «Нынче праздник в огороде, В огороде и в саду, Пляшет овощ в хороводе, Напевая на ходу». Взрослый ведет хоровод и поет (на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»), а дети подпевают ему: «Я иду на огород, Я иду на огород, Где капуста растет». Взрослый: «Капуста какая?» Дети: «Капуста большая (разводят руки и делают круг шире) и маленькая (сужают круг). Взрослый спрашивает: «Где же среди нас капуста? Давайте ее позовем». Дети хлопают в ладоши, зовут капусту: «Ка-ПУС-та». Выходит ребенок в шапочке-капусте. Взрослый: «Попросим капусту сплясать нам, а мы похлопаем и подпоем». «Капуста» танцует в кругу, а дети на слог «пу-пу» хлопают в ладоши на мелодию «Как у наших у ворот». Взрослый: «Что делаю с капустой? » Взрослый сам показывает и сопровождает движения речью, предлагая детям повторять движения за ним. «Я ее ре-жу (левая рука в кулак -это капуста, правая- «нож» выполняет режущие движения), я ее мну; я ее солю. Будет на зиму вкусная капуста!» «Я иду на огород, Я иду на огород, Где морковка растет!» Взрослый: «Морковка какая?» Дети: «Морковка большая (разводят руки) и маленькая» (сужают круг). «Где же среди нас морковка?» Дети хлопают, зовут: «Мор-КОВ-ка». Выходит ребенок в шапочке-морковке. Повторяется танец и пение слогов на «КО-ко». Взрослый: «Что делаю с морковкой? Морковку из земли тяну (наклоняется к земле, тянет морковку); ножиком чищу (правая рука- «морковка», левая- «ножик»); зубками ее грызу (дети повторяют движения за взрослым, отвечая на вопросы: «Что, Юля, делаю?» - «Тяну, чищу, грызу» и т.д.) «Я иду на огород, Я иду на огород, Где картошка растет!» Движения и слова повторяются. Дети зовут: «Кар-ТОШ-ка». Взрослый: «Веселей играй, гармошка! В хоровод пришла картошка. Под землей росла девица, Но свежа и круглолица. Без нее какой обед? Без нее обеда нет. Жарь ее, вари, туши -Наедайся от души!» Повторяется танец « картошки » в хороводе. Взрослый: «Что делаю с картошкой?» Показывает и говорит: «Я картошку мою (левый кулак - «картошка», правая рука моет «картошку»), чищу, режу, жарю, варю, тушу». В конце игры взрослый раздает каждому ребенку из корзины овощ (картошку, морковку, капусту) и спрашивает: «Что, Петя, моешь и чистишь?» Ребенок отвечает: «Я мою и чищу картошку». - «Что, Ира, тянешь из земли, потом моешь и грызешь?» Ребенок отвечает: «Я тяну, мою и грызу морковку». И т.д. Важно, чтобы ребенок правильно называл окончания слов. |