Название НОД, оборудование Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. | «Мешок яблок» ( по мотивам сказки В.Сутеева) Оборудование: мяч, иллюстрации – заяц, медведь, коза, волк. |
| Задачи НОД | Ход НОД |
Подготовительная часть | Организовать детей, настроить на занятие, сконцентрировать внимание | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес и послушаем сказку. Жил был заяц со своею зайчихой, и было у них 4 сыночка и лапочка дочка, пошел заяц искать обед малышам. |
Основная часть | Развитие общей моторики и пространственной ориентации | Динамическое упражнение «Прогулка» Раз-два-три-четыре-пять — В лес отправимся гулять. Обычная ходьба. По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдем. Ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу, взявшись за руки. На носочки все мы встали, По дорожкам побежали. Бег на носках. И на каблучках пойдем, Через лужи перейдем. Ходьба на пятках. |
Развитие мышц плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц лица | Упражнение «Волшебный лес» «Мы оказались в волшебном лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво! Поворачиваем голову вправо, влево. И снова вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги - вниз, и опять вверх, вниз. Голова движется по кругу медленно на четыре счета в одну сторону, а потом в другую, как яблочко катится по тарелочке. Смотрит заяц яблоня стоит, а яблок на ней видимо-невидимо. Набрал он полный мешок яблок и потащил по земле его домой. |
Развитие фонематического восприятия | Тяжело зайчику, тащит он яблоки. Давайте поможем ему споём веселые песенки, поиграем в игру «Музыкальный мяч». Вы слушаете песенки и ловите мяч Ловить мяч можно, если «песенка» начинается на звук «п». Кто ошибается - выбывает из игры. Па-па-па Та-та-та Пу-пу-пу По-по-по Му-му-му Пы-пы-пы |
Развитие дыхания Развитие периферических отделов речевого аппарата, голоса | Вдруг встретился зайцу медведь. Зайчик испугался. Упражнение «Испугались» И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх - вдох, присесть, обхватить руками колени и произнести на выдохе: уф, ух. Чтобы не страшно было зайчику идти, давайте споем ему песенку про мышку-трусишку. Распевка «Мышь и мышонок» (№ 47 автор С.В.Крупа-Шушарина) 
|
Развитие артикуляционного аппарата | А медведь-то не страшный был. Только яблоки ему не очень понравились – кислые они были. Давайте покажем, как медведь сморщился в начале. Закрыть один глаз, потом другой. Потом раскушал и сказал «Освежают!» Улыбнуться, облизнуть верхнюю губу, нижнюю губу, почистим зубки языком. Угостил зайчик медведя яблоками и пошел дальше. |
Регуляция мышечного тонуса, развитие чувства ритма, координации речи с движением | А дальше ему бельчата встретились. Они играли в игру «Кувшинчики». Хотите поиграть с ними? Речедвигательная игра с мячом (в кругу и в парах). «Кувшинчик» Дети стоят в кругу и со словами считалки перекидывают мяч по часовой стрелке: «Мы в кувшинчики играли И кувшинчик потеряли. Раз, два, три, Ну-ка, Ванечка, лови!» (Называется имя любого из детей, и ему бросается мяч.) Если ребенок не успеет поймать мяч, он выбывает из игры. Повторить игру 3-4 раза. |
Развитие мелкой моторики | Поиграл зайчик с бельчатами, угостил их яблоками и побежал дальше. И тут встретил он козу. И ее яблоками угостил. Упражнение «Коза и козленок». Идёт коза рогатая, указательный палец и мизинец поднять вверх Идет коза бодатая. остальные прижать к ладони большим пальцем К ней козленочек спешит, пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук Колокольчиком звенит. вниз, потрясать ими За козленком бежит волк одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук И зубами щелк да щёлк. соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы Рассердилась тут коза: попеременно стучать кулаком о кулак «Волку выколю глаза!» указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные – прижать к ладони большим пальцем. |
Развитие внимания, памяти, темпа движений, регуляции мышечного тонуса | Раздал все яблочки заяц и пришлось ему снова за яблоками идти. А под яблоней волк сидит Увидел он зайца и погнался за ним. Давайте поиграем с волком. Мы будем от него, то бежать, то уходить. – Встаньте в колонну по одному друг за другом. – Спокойно шагайте по кругу в темпе музыки. – Со сменой музыки на быструю начинайте легко бежать на носочках, держа руки на поясе, не перегоняя друг друга. – Когда вновь услышите спокойную музыку, шагайте до ее окончания. – Со сменой спокойной музыки на быструю начинайте бежать на носочках, держа руки на поясе, не обгоняя друг друга. – С окончанием музыки остановитесь. Игра проводится 3-4 раза. Упражнение «Шаг и бег» Нотное приложение. «Шаг и бег», муз. Ф. Надененко Описание упражнения. Дети идут колонной (друг за другом) по кругу под музыку умеренного темпа («спокойная музыка»). После смены музыки с умеренным темпом на музыку с быстрым темпом («быстрая музыка») дети переходят на легкий бег. Вновь звучит музыка с умеренным темпом, под которую дети возобновляют свою ходьбу. Смена музыки производится два раза (в соответствии с продолжительностью музыкальных частей приложения ходьба длится 20 сек., бег – 12 сек.). С окончанием музыки дети останавливаются. |
Заключительная часть | Восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, подведение итогов занятия. | Прибежал зайчик домой, уставший, расстроенный, без яблок. А дома полно еды: меда, орехов, капусты. А кто же это все принес, ребята? Правильно, его друзья. Понравилась вам сказка про зайчика? Давайте попрощаемся с ним и отправимся в группу. |