Психологический тренинг для родителей
«Радость общения»
Подготовила:
педагог-психолог ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Селифонкина Ирина Николаевна
Цели: гармонизация и содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений
Задачи:
1.Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
2. Овладение приемами взаимодействия с ребенком
3.Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей (ПАМЯТКА)
Участники: родители
Длительность тренинга: 15 мин
Ход тренинга
Добрый день уважаемые родители. Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас и играет в воспитании детей основную и важнейшую роль.Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов.
Об этом мы сегодня и поговорим на тренинге «Радость общения». Я надеюсь, что после нашей встречи, вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Любая деятельность нуждается в определенных правилах. Поэтому я предлагаю несколько правил.
Правила тренинга:
Стараемся слушать и слышать друг друга.
Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.
Обсуждаем проблему, а не личность.
Реализуем правило «здесь и сейчас».
Говорим только от своего имени.
Кто желает добавить свое правило, либо все согласны? Тогда продолжим.
Итак, начнем с приветствия друг друга.
Разминка «Подари улыбку»
Необходимо встать в круг и глядя друг на друга назвать свое имя и продолжить фразу: «Я …., Быть родителем – это…».
Педагог-психолог: Вот мы с вами познакомились…
- Какое у вас настроение?
Педагог-психолог: Мы определились, что значит быть родителем (Быть родителем — это труд.И начинаться он должен с работы над собой)
Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много, какая у вас семья-полная, неполная либо приемная.
Сейчас мы с вами выполним упражнение под названием: «Пронеси мяч».
Важность данного упражнения является то, что участники могут увидеть и прочувствовать чувства и позицию родителей в разных моделях семейного воспитания (полная; не полная; семьи, в которой дети воспитываются опекунами).
Данное упражнение позволяет родителям самостоятельно подойти к проблеме воспитания детей в разных семейных моделях. Родители сидят в кругу. Педагог-психолог держит в руке три разных по размеру и свойствам мячика. (любые– резиновый, игровой, массажный, теннисный и др.). педагог-психолог сам выбирает произвольно троих родителей и раздает им мячики.
Задание родителям, получившим мячи – пронести мяч по кругу, используя плоскую поверхность (можно использовать большую тетрадь, журнал, картон и пр.) так, чтобы мяч не упал с поверхности, при этом придерживать мяч руками нельзя. Задание для всех трех родителей одинаковое, но условия будут разные.
Первому родителю: С.. выберите себе любого помощника из числа родителей и нести мячик вам нужно вдвоем.
Пока задание первой группы не будет выполнено, ко второму участнику переходить не рекомендуется.
Второму родителю: С.. выполните задание сам, без чьей-либо помощи.
Третьему родителю: выберите любого другого родителя и доверьте ему выполнить свое задание. Сам при этом только наблюдаете.
Обсуждения выполнения заданий:
Вопросы родителям:
-Выполняя упражнение, каждый из вас был в роли родителей разных моделей семейного воспитания.
Ребенка
Любая игра подразумевает какой то смысл, «Как вы думаете эта игра о чем?»
-Что вы чувствовали когда выполняли упражнение?
- О чем думали, было ли сложно выполнить задание? (родители предлагают разные варианты, но постепенно подведу к тому, что они сами сейчас показали три:
первый участник продемонстрировал модель полной семьи, где ответственность распределяется поровну- было удобно и легко выполнить упражнение, они чувствовали помощь друг друга, пытались подстроится под движения друг друга, второй участник показал отношение к ребенку в неполной семье (тревожность, гиперопека, ощущение постоянной опасности и пр.)- изменению способа несения мяча (прижимают мяч к себе, загибают журнал, чтобы мяч не упал и пр.), но всегда чувствуют напряжение и тревогу, что не справятся, третий – позицию родителей, передавших детей на воспитание родственникам- ничего тревожного не чувствует, он просто наблюдает, а тот, кому внезапно передали мяч часто чувствует повышенную ответственность за чужой мяч, ведь изначально он не был готов к выполнению упражнения.
- Почему мячи подобраны разные? (рассуждение о мячиках подводит участников к тому, что они тоже бывают удобными и не очень, и важно принять его таким какой он есть).
Педагог-психолог:
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
Сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик.
Вопросы родителям:
- Что вы чувствуете сейчас?
-Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
- Захотелось что-нибудь сделать?
- Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
- Какое должно быть обращение к ребенку (ответы: обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие итд).
Педагог-психолог:
Сейчас мы с вами сыграем в игру: «Кулачки».
Цель – осознание неконструктивных способов выражения агрессии.
Вам необходимо разделится на две команды – яблоки и груши. (Работа в парах) «Яблоки» сжимают правую руку в кулак. Сожмите очень сильно, а «груши» должны разжать кулак, при этом старайтесь не причинить физическую боль. (потом меняются).А сейчас все сожмите правую руку в кулак, сожмите очень крепко, а я пройду посмотрю.
(Когда убедитесь, что все выполнили ваше задание, просите: «Уважаемые родители, разожмите, пожалуйста, кулачки. Посмотрите на свои прекрасные добрые руки». Родители непроизвольно разжимают кулаки.
Обсуждения выполнения заданий:
Вопросы родителям:
-Кому удалось разжать кулак?
-Какие приемы вы использовали?
-Трудно ли было выполнить задание?
А ведущий подводите итог: «оказывается не надо применять силу, манипулирование, угрозы – порой достаточно доброго, ласкового слова и все поменяется вокруг».
Педагог-психолог:
Душа ребенка – это чаша, и чем мы ее наполним, решать только нам (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)
У каждого из нас есть сердечки, напишите на нем то, чем вы хотели бы наполнить душу вашего ребенка и наполните чашу и расскажите нам.
Посмотрите, какая яркая, красивая душа у наших детей!
Важно понимать, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его слышали, понимали, принимали, помогали, заботились, любили его.
Педагог-психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.
Вопросы для рефлексии:
С чем вы уходите с этой встречи (настроение, переживания, мысли)?
Что больше всего понравилось?
Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
Для актуализации знанийнашего занятия, я предлагаю вам воспользоваться памяткой.
Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо!