Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»
Сабанова Елена Михайловна
учитель изобразительного искусства
Конспект мастер-класса для педагогов «Сирень Победы»
Конспект мастер-класса по изобразительному искусству для учителей в рамках районного методического объединения «Веточка сирени».
Цель Мастер-класса: Методические рекомендации в работе акварелью для учителей ИЗО, методика поэтапного создания образа цветущей ветки сирени.
Задачи:
1. Формирование умения чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении;
2. Анализ изображаемых предметов, выделение при этом особенностей формы, особенностей цвета;
3. Закрепление умения использования техники рисования акварелью и губкой, так же закрепление техники «тычка» для рисования сирени;
4. Воспитание бережного отношения к природе, экологического мышления и поведения;
5. Закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке;
6. Укрепление межпредметных связей.
Оборудование занятия:
для педагога – презентация к занятию; демонстрационный лист для рисования акварелью; акварель; кисти; губка.
для участников мастер-класса – акварельные листы; акварель; кисти.
Зрительный ряд: различные изображения сирени, веточка сирени.
Ход занятия.
I. Организация.
Проверка готовности к занятию.
- Сегодня для работы на занятии нам необходим альбом для рисования; акварель; кисточки; губка.
II. Беседа по теме занятия.
Педагог:
- Добрый день уважаемые коллеги, рада поприветствовать Вас на моём занятии. Надеюсь информация, которой я поделюсь, будет полезна в Вашей педагогической деятельности.
Тема нашего мастер-класса акварельная живопись как просто, и легко работать в акварельной техники. Всем известно красота и прозрачность акварели, но мы также знаем сложность этой техники. Покажу и расскажу, как просто и совершенно доступно каждому освоить технику акварельной живописи, на примере сюжета «Веточка сирени».
– О том, как прекрасна и разнообразна наша природа, написаны стихи, рассказы, повести, созданы музыкальные произведения, художественные картины.
- Давайте послушаем небольшое стихотворение Елены Лихониной и попробуем определить тему нашего занятия.
На каждый май, на День Победы
Сирень садовая цветёт.
В душистый нежный цвет одетый,
Мой город этот праздник ждёт.
А я на каждый День Победы
На фото старое смотрю
И вспоминаю бабушку и деда:
За мир я их благодарю!
В тот день счастливый в сорок пятом,
Нарвав душистую сирень,
Мой дед, служивший лейтенантом,
Победу праздновать спешил.
К своей любимой на работу
Пройти не смог тогда солдат.
Она работает на почте -
Здесь поздравления летят!
Народу тьма стояла в зале -
Спешат поздравить все родных.
Телеграфистки глаз не поднимали -
Всё больше очередь у них.
Тогда солдат, набравши воздух,
В зал крикнул имя девушки своей.
В ответ она взмахнула ручкой только:
"Я на работе! Подожди, Андрей!"
"Победа! Леночка, Победа!" –
Кричал солдат через толпу.
Букет сирени белым цветом
Поплыл по залу наяву.
Мужчины, женщины – все люди
Передавали тот букет.
Сирень Победы этой ночью
Встречала с девушкой рассвет.
- Сегодня мы с вами будем учиться рисовать веточку сирени. А для этого давайте рассмотрим, как изображали сирень разные художники (мой образец).
- Сирень, - это «райское дерево» красотой и ароматом издавна покоряло поэтов. Немало легенд и сказаний связано с ней. Например, латинское название растения - Syringa ,происходит от имени нимфы, которая, согласно древней легенде, превратилась в прекрасный куст сирени. А вот ближайшим родственником сирени является жасмин. Они принадлежат одному семейству маслиновых. Кажется, что это растение было в России всегда. Мы так привыкли к обычной сирени, что не задумываемся, откуда она родом, и как появилась у нас.
А появилась сирень в нашей стране в 17 веке, была привезена из Франции для посадки в сады богатых людей.
III. Работа над заданием.
- У Вас на столах лежит веточка сирени давайте рассмотрим её и попробуем определить основные части и цвет (веточка, листья и сами цветочки).
Этапы выполнения рисунка с натуры:
1. Тонируем акварельный лист с помощью губки и акварельных красок;
Пока тонированный лист бумаги сохнет, рассмотрим с ветку сирени: строение, оттенки цвета, форму листьев и т.д.
2. Набираем на кисть акварель коричневого цвета и по диагонали наносим рисунок ветвей сирени.
3. Кисть промываем, набираем зелёную краску для рисования веточек, на которых растут листья.
4. На палитре разводим акварель
Понадобится:
• три оттенка фиолетового цвета (тёмный, средней насыщенности, светлый)
• три оттенка розового цвета (тёмный, средней насыщенности, светлый)
Практически показываем, как мы получили эти оттенки цвета, смешивая основной цвет акварели с водой
5. Рисовать цветы сирени будем, используя технику рисования «тычок», щетиной.
Начинаем «заполнять» веточки сирени «цветочками», используя краску средней насыщенности.
6. Продолжаем рисование кистей сирени акварелью тёмного оттенка. Необходимо объяснить, что тёмный цвет будет присутствовать в рисунке сирени в основном снизу ветки, т.к. нижняя часть любого предмета освещается меньше и имеет более насыщенный, тёмный цвет.
7. Светлым оттенком акварели оттеняем ветку сирени сверху.
8. Приступаем к рисованию листьев. При рассматривании ветки сирени, мы отметили, что форма листьев – сердцевидная. Заполняем листьями веточки зелёного цвета.
9. Раскрашиваем акварелью, используя сначала светлый цвет зелёной краски, размывая её водой. Не дожидаясь высыхания, наносим зелёный цвет более тёмных тонов, оставляя середину светлой.
10. Чёрной или тёмно-зелёной краской прорисовываем прожилки на листьях.
Педагог показывает, как выполнять работу только на одной веточке, дальше все работают самостоятельно.
Самостоятельная работа .
Задание: самостоятельно дорисовать остальные веточки сирени, используя при этом все нужные оттенки.
IV. Итоги Мастер-класса.
– С помощью каких выразительных средств мы изображали красоту веточки сирени?
(Пятно, линия, цвет, оттенок)
При подведении итогов организовать выставку рисунков, выполненных на мастер-классе.
Анализ работ.