СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мастер-класса для учителей начальных класов «пути преодоления дисграфии у детей с овз»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить использовать способы и приёмы для преодоления нарушения письма  на уроках с детьми сдеьми ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер-класса для учителей начальных класов «пути преодоления дисграфии у детей с овз»»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат №6»






















КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО ЛОГОПЕДИИ

на тему:

«ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»








Подготовила и провела

в ходе коррекционной недели

учитель-логопед

высшей квалификационной

категории Сухарева Л.Н.







г.Благодарный

Цель – научить использовать способы и приемы для преодоления нарушений письма на уроках с детьми с ОВЗ.

Задачи:

1.Теоретический усвоение понятия дисграфии, определение этиологии и классификация нарушений письма;

2. Разъяснение правил применения упражнений;

3. Практическое усвоение упражнений по преодолению дисграфии детей с ОВЗ.

Оборудование: компьютер, проектор.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет ?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Пути преодоление дисграфии у детей с ОВЗ» (Слайд №1),

цель и задачи мастер-класса(Слайд №2).

Ход мастер-класса:

Преодоление дисграфии у учащихся с ОВЗ – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего дисграфию и скажите,как вы понимаете это слово,что это?

Слайд № 3.

Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Кто знает, а каковы причины дисграфии?

Слайд № 4.

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Слайд № 5.

Классификация дисграфии:

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии. Рассмотрим с Вами на примере каждый вид дисграфии подробнее Слайд № 5

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;

  • акустическуюдисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;

  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;

  • аграмматическуюдисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;

  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Рассмотрим с Вами на примере каждый вид дисграфии подробнее

Слайды № 6-11

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).

  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • 2.1. Морфологические дизорфографии.

  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Упражнения для преодоления дисграфии.(Слайд12)

Развитие слогового анализа и синтеза.

При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

Учителю можно использовать для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения:

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес,ка)

Игра «Найди одинаковые листочки»

(проводится с участниками мастер-класса )

Цель. Автоматизация и дифференциация оппозиционных звуков, развитие навыков слогового анализа, умения читать слоги, зрительного внимания.

Материал. Листочки разного цвета и формы с напечатанными на них слогами разбросаны на ковре.

Задание. Найти одинаковые по форме листочки и прочитать напечатанные на них слоги.

Задание для участников мастер-класса. Из предложенного вам материала придумайте занимательную игру, основной целью которой будет слоговой анализ, как средство профилактики нарушений письменной речи.


Игра «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Игра «Перевёртыши»

Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему. Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Игра «Цепочка»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления. Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Слайд № 14

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

Включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь

Гага Друг без друга ни шага.

Задание участникам мастер- класса. Назовите и произнесите свои стихотворения, где чаще слышится определенный звук.

Слово

Работа со словом приводит к дальнейшему обогащению словарного запаса, путем накопления новых слов относящихся к различным частям речи. Происходит формирование представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов; уточнение, развитие, совершенствование грамматических систем словоизменения и словообразования.

Игра «Найди свою пару»

(проводится с участниками мастер-класса на ковре)

Цель. Обогащение словарного запаса. Развитие навыков слогового чтения, мышления.

Материал. Карточки со слогами с обратной стороны предметная картинка.

Задание. Подберите слоги так, чтобы получилось слово. Проверьте правильность перевернув карточки. Если получилась картинка, то задание выполнено верно.

Задание для участников мастер-класса. Из предложенного материала составить задания для детей по работе со словом.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

Кроме игр, на уроке да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.

2. Придумать слово с 4,5 звуками.

3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв. РУЧКА рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улика чехол корка астра

13. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон; в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.

14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.

16. Игра в кубик.

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).

18.Составить графическую схему предложения.

Предложение

Логическим продолжением работы со словом является переход к предложению. Эта работа настолько разнообразна, что предполагает огромные творческие возможности для каждого педагога. Однако, все-таки составление схемы предложения в разных вариантах, является основой этой работы. Здесь формируются основные правила написания предложения: первое слово пишется с большой буквы, каждое слово пишется отдельно, в конце предложения ставится точка. Здесь же закрепляется понятие маленькое слово (предлог, союз «и»), которое является самостоятельным словом и очень важным в смысловом значении предложения.

Игра «Речевичок»

(проводится с участниками мастер-класса за столами)

Цель. Развитие связной речи, совершенствование умения составлять схемы предложений. Профилактика нарушений письменной речи.

Материал. Сюжетная картинка, предметные картинки, наборы для составления схем предложений.

Задание. Составить предложение по сюжетной картинке. Выбрать наиболее интересное предложение. Составить схему предложения, используя фишки и предметные картинки.

Задание для участников мастер-класса. Из предложенного вам материала придумайте игру, продумайте ее цели.


19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

20. Вписать буквы в кружки.

Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии. 23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.

24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.

Слайд № 15

Конечная цель работы учителя – формирование действий фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.
Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов, игр для преодоления дисграфии у детейс ОВЗ. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на преодоление дисграфии, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку). (Слайд №16).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание, а участников за работу.

Свой мастер- класс, я хочу закончить притчей.

Притча

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках? Мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.