Республика Дагестан
Хасавюртовский район
МКОУ «ст.Карланюртовская СОШ»

Подготовила Ахмедова П.Ш.
Цели:
Обобщить у учащихся представление о политической деятельности Ивана Грозного, Петра I, о их роли в правлении. Выявить положительные и отрицательные стороны правления.
воспитывать у старшеклассников чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины;
привитие любви к изучаемому предмету,
формирование навыков самостоятельной и групповой работы.
Подготовительный этап. Начинается за 1-2 недели.
1.Подобрать название, эмблему.
2.Подготовить домашнее задание: (подготовить инсценировки на тему: “Живое слово ” из жизни своих царей)
3.Составить вопросы соперникам.
4.Оформляется выставка творческих работ учащихся по этой теме.
5.Готовится музыкальное и художественное сопровождение, презентация.
Ход мероприятия.
Учитель: Как сказал Н.Г. Чернышевский: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма» Дело в том, что, изучая историю, мы не раз сталкивались с разными оценками тех или иных исторических деятелей, и, конечно же, они не всегда были однозначными. Многие из нас, не задумываясь, принимают точку зрения автора, даже не попытавшись выразить свое отношение к какому-либо вопросу. Часто задумываешься о том, почему многих людей оценивали так категорично, даже прозвища, которые им давали, не всегда в точности соответствовали их жизненному следу.(слайд 3) Главными действующими лицами нашего исследовательского мероприятия являются две загадочные личности, которые оставили неизгладимый отпечаток в отечественной истории – первый Царь Всея Руси и первый Российский император, Иван Грозный и Петр Великий. Два человека, которые подняли Россию на новый уровень, коренным образом перевернули жизнь общества и навечно оставили свои имена на страницах нашей отечественной истории. Зорко следить за игрой и оценивать ответы игроков будет “Земский собор” (жюри). Итак, сегодня играют 2 команды.
«Стрельцы» -8 «а»
«Рекруты»- 8 «б»
Команды занимают места за игровыми столами.
Учитель: 1 игра “Блиц-опрос”
Командам предлагается ответить на 12 вопросов без предварительного обсуждения. За каждый правильный ответ команда зарабатывает по 1 баллу. Команда, набравшая больше баллов, получает медаль.
Вопросы команде “Рекруты”.(слайд 4)
1.Сыном какого великого князя был Иван Грозный? (Василия III)
2.В каком возрасте Иван Грозный номинально стал правителем? (3 года)
3.В каком году состоялось венчание на царство Ивана Грозного? (1547)
4.В каком году Иван Грозный созвал первый Земский собор? (1549)
5.Порядковый номер Иоанна Грозного? (4)
6.Вес царь-пушки? (40 тонн).
7.Первый книгопечатник Руси? (Иван Фёдоров).
8.Сколько раз стреляла царь-пушка? (1 раз, прахом Лжедмитрия).
9.Кто утонул в Иртыше от царского подарка? (Ермак. “Тяжёлый панцирь – дар царя – стал гибели его виною”.)
10.Название первой печатной книги на Руси? (Апостол).
11.Назовите 4 ханства, которые присоединил к России Иван 4? (Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское).
12.Центральный собор Московского Кремля при Иване Грозном назывался? (Успенский).
Вопросы команде“Стрельцы”.(слайд 5)
1.Часть света, в которую Пётр “прорубил окно”? (Европа).
2.Рост Петра I равнялся? (2 м. 4см).
3.Имя его сестры-регента? (Софья).
4.Сколько лет длилась Северная война? (21 год)
5.Сколько коллегий было создано Петром I? (11)
6.Что запретил необразованным дворянам Пётр? (Жениться).
7.Призывник в регулярную армию Петра? (Рекрут).
8.Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера, помещение для редкостей).
9.Праздники с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введённые на Руси Петром I? (Ассамблеи).
10.Какие изменения привнесла церковная реформа Петра I? (Упразднение патриаршества)
11.Сколькими ремёслами владел сам Пётр I? (14).
12.Первая русская газета называлась? (“Ведомости”).
Учитель: Уважаемый Земский собор, прошу объявить итоги 1 игры.
(Вручение медали «Самые быстрые»)
Учитель: 2 игра “ Архив ”.(слайд 6 -9)
Командам предлагаются отрывки из исторических документов. Они должны угадать о ком или о чем идёт речь.
«Нас с братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище, ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами так, как следует поступать с детьми. Одно припомню: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке опершись локтем о постель нашего отца, положив ногу на стул, а на нас не смотрит». Из воспоминаний о своем детстве Ивана Грозного.
«Известно, великому государю, не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточной православною церковью нашей во всем согласны, лета свои исчисляют от Рождества Христова… а не от сотворения мира… для доброго и полезного дела указал впредь государь лета счислять и писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года». Из указа Петра о реформе календаря.
«…государь у нас не царского колена, немецкой породы, а великого государя скрали немцы у мамки». «Как приедешь ты в Москву – при тебе ходят в немецком платье, а без тебя все боярские жены ходят в русском платье и по церквам ездят в телогрейках». Слухи, распространившиеся после возвращения Петра из Великого посольства.
“Повелеваю! Думным боярам!
Отныне по бумаге не читать,
Дабы дурость каждого узнать.
Думные чины боярам не давать.
Вместо Думы создать..?” Сенат. 1711 год.
Учитель: Земский собор готов огласить итоги 2 игры.
(Вручение медали «Самые помнящие»)
Учитель: 3 игра “Наш вопрос, ваш ответ” (слайд 10)
Капитанам команд предлагается задавать друг другу заранее приготовленные вопросы из эпохи своих царей. Всего вам было предложено продумать по три вопроса. Начинает конкурс капитан команды, набравшей наименьшее количество баллов.
(дети задают вопросы, приготовленные дома для соперников)
Учитель: Земский собор готов огласить итоги 3 игры.
(Вручение медали «Самые эрудированные»)
Учитель: 4 игра «Имена и события» (слайд 11)
Каждая команда должна выбрать из предложенных вариантов те, которые относятся ко времени правления «своего» царя
(На листочках записаны события и понятия, а члены команды выбирают те, которые относятся к их царю)
Опричники
Потешные полки
Юности честное зерцало
Избранная рада
Табель о рангах
Судебник 1550г
Полтавская битва
Ливонская война
Учитель: Земский собор готов огласить итоги 4 игры.
(Вручение медали «Самые Внимательные»)
Учитель: 5 игра “Устами младенца”.(слайд 12)
Командам, посовещавшись в течение 1-2-х минут, нужно при помощи мимики и жестов изобразить следующих персонажей.
«Стрельцы» Картину Репина «Иван Грозный убивает сына»
« Рекруты» Петра Великого, стригущего боярину бороду.
Учитель: Земский собор готов огласить итоги 5 игры.
(Вручение медали «Самые понятливые»)
Учитель: 6 игра «Чёрный ящик».(слайд 13-14)
Вам необходимо угадать предмет находящийся в чёрном ящике. У вас есть 3 попытки. Если вы угадываете с первой попытки, то зарабатываете 3 балла, со второй -2 б, с третьей -1 б.
У него была собственная мастерская, где для него создавали данный предмет. Его для царя делали только мастера на заказ
Впервые этот предмет изготовили примерно семь тысяч лет, для его изготовления применялись металлы: олово, бронза, горный хрусталь, медь, серебро, золото и камни.
Мартышка, в нем, увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.(зеркало)
Этот предмет был завезен в Россию императором. Поначалу он считался чем-то экзотическим и подавался только в аристократических домах.
Есть версия, что в России название этого предмета появилось от немецких слов, которые переводились как ("сила") и ("дьявол"). Это объясняется тем, что поначалу его совсем не воспринимали как в Европе, так и в России. И только со временем этот предмет распробовали и стали использовать при приготовлении десятков различных блюд. "крафт" "тойфель"
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? ( Картошка)
Учитель: Земский собор готов огласить итоги 6 игры.
(Вручение медали «Самые догадливые»)
Учитель: А сейчас переходим к последней игре, которая выявит ваши творческие способности. Итак, 7 игра «Живое слово» (слайд 15-16)
Командам было предложено приготовить небольшие фрагменты инсценировок из истории своих царей.
Учитель: Земский собор готов огласить итоги 7 игры…
(Вручение медали «Самые творческие»)
Учитель: А сейчас Земский собор подведёт итог всей игры. А мы с вами посморим фильм «Следы империи»
Пока жюри подводит итоги всей игры участники смотрят видеоролик «Следы Империи»
Учитель: слово предоставляется достопочтенному Земскому собору.
(Итоги, награждения команд и лучших знатоков истории).