Конспект мероприятия с элементами тренинга для выпускников по профориентации
Цель: повышение компетентности выпускников по профессиональному самоопределению.
Задачи:
- расширить арсенал методик и техник способствующих адекватному профессиональному самоопределению подростков;
- способствовать формированию установок на создание у выпускников позитивного целеполагания, рефлексию возможных трудностей;
- содействовать самопознанию, стремлению к саморазвитию.
Материалы: ручки, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, ластик, листы формата А3 для проективного рисования, мешочек для игры «Рука судьбы» и полоски бумаги для написания названий профессий.
Визуальный ряд: презентация
Аудиальный ряд: аудиозапись (фоновая музыка) для упражнения «Выбор», игры "Пресс-конференция: 10 лет спустя", проективного рисования «Дорога в жизнь».
Содержание
Вводная часть.
Педагог-психолог. Выбор профессии - важный этап в жизни каждого молодого человека, от которого зависит его дальнейшая судьба. Как сориентироваться в многообразии профессий? Как сопоставить свои желания и склонности с потребностями рынка труда? Эти вопросы очень и очень важны.
Основной особенностью самоопределения подросткового и юношеского возраста является формирование ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного существования, устремленность в будущее. Значительная часть подростков, юношей и девушек испытывает страх перед необходимостью принятия соответствующих решений. Дело в том, что учащиеся испытывают потребность в «интересной» и «самостоятельной» жизни. В то же время они не умеют эту «интересность» и «самостоятельность» самостоятельно создать, так как они «не обучены» это сделать без посторонней помощи. Поэтому на данном возрастном этапе социального становления совершенно особой смысловой доминантой выступает процесс профессионального самоопределения при активном содействии специалистов, работающих в данном направлении.
Предлагаю вашему вниманию комплекс заданий и упражнений, которые можно использовать по профориентации. А начнем с разминки.
2. Разминка. Упражнение «Ассоциации».
Педагог-психолог. Попрошу одного из вас назвать любую профессию. Рядом сидящий человек пусть назовёт ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.
3. Основная часть.
3.1. «На пороге взрослой жизни» (активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению).
Педагог-психолог. В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся: историческая эпоха, в которой мы живём, наши родители, события раннего детства. Всё остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьёзно. Для этого, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трёх вещах.
Во-первых, определить, каковы собственные профессиональные интересы и склонности. Кратко мы их назовём словом «хочу».
Во-вторых, оценить, каковы профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют в конечном счёте, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».
В-третьих, владеть информацией, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу «надо».
Например, человек хочет стать сборщиком кокосов. Помимо желания у него должны быть необходимые физические данные, и определенные профессиональные навыки. Плюс там, где он живет, возможно, не растут пальмы и с такой профессией работу не найти. Поэтому, выбирая профессию, необходимо учитывать свои возможности, и особенности рынка труда.
Если совместить эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как правило, все 100%.
3.2. Упражнение «Выбор»
Педагог-психолог. Представьте себе, что вы находитесь в незнаком городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть совсем немного денег на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку- вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования….
Необходимо письменно ответить на вопросы:
- в каком городе или даже в стране вы находитесь?
-какое у вас время года?
-что вы будете делать? Каковы ваши действия?
-что вы умеете делать? (составьте список видов работ.)
-что будет потом?
Во время обсуждения делается вывод о том, что подсобные работы- это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы.
Учащиеся, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии. Это упражнение ориентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание. Участники, как правило, задают много вопросов.
3.3. Игра "Пресс-конференция: 10 лет спустя" (формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления).
В процессе игры, путем мозгового штурма определяется несколько наиболее востребованных профессий на рынке труда. Каждый участник должен выбрать одну из них, обдумать ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет.
Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях.
Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы.
Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя» чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника.
Конечно, в своей профориентационной деятельности мы используем традиционные формы и методы работы, но наибольший интерес у обучающихся вызывают методики игровой направленности. Например, тесты-игры для самопознания.
3.4. Кокология - японские тесты-игры для самопознания.
Тест-игра «Сажая семена».
Педагог-психолог. А сейчас представьте себе, что вы - выдающийся ученый, работающий над выведением нового растения. Вы потратили годы на эксперименты в своей лаборатории, и теперь ваши усилия начинают приносить результат. В качестве проверки стойкости вашего творения вы сажаете 100 семян нового вида в неприветливой пустынной местности.
Сколько семян из ста даст ростки? (Назовите число от 0 до 100).
Ключ к тесту "Сажая семена".
Цифра, которую вы назвали, соотносится с уровнем вашей уверенности в себе. В этом эпизоде ученый обозначает чувство уверенность и даже гордость. С другой стороны, враждебные пески в пустыне представляют сложную задачу, и тем самым вызывают чувство сомнения и неуверенности. Люди, которые называли большие числа, чувствуют свое сходство с ученым и обладают высоким уровнем уверенности в себе. Те же, кто назвал малые числа, почувствовали, что задача была слишком сложной и, соответственно, их уровень уверенности в себе гораздо ниже.
99-100. Сказать, что вы уверены в себе, - значит ничего не сказать; наверное, здесь скорее подойдет слово "тщеславны". Конечно, очень важно верить в себя, но вы склонны просто отмахиваться от вызовов, которые вам бросают остальные. Не забывайте, что один из истинных признаков силы - это признание своих собственных слабостей.
81-98. Вы излучаете уверенность в себе и в своих способностях, но тем не менее это не воспринимается как заносчивость. Те, кто вас окружает, обычно воспринимают это как чувство спокойной уверенности, что делает вас естественным лидером, где бы вы ни появлялись.
61-80. Наверное, удачнее всего вас можно описать как осторожного оптимиста, надеющегося на лучшее, но всегда готового к худшему. Эта реалистическая философия позволяет вам оставаться на земле, в то время как другие могут витать в облаках.
41-60. У вас средний уровень уверенности в себе - вы не очень нахальны, но и не очень уверенны. Возможно, вы все еще выясняете, в чем же вы преуспели больше всего, или, может быть, вы просто здраво оцениваете трудности, которые перед вами стоят. Верьте в себя, и мир пойдет за вами.
21-40. Вы хоть и не сомневаетесь полностью в себе, однако, склонны преувеличивать сложности, с которыми сталкиваетесь. Вы можете оправдать эту склонность как смирение фактами, но ваш пессимистичный взгляд на вещи может повлиять на то, как другие люди будут вас воспринимать.
1-20. Может, и неплохо быть покорным, но вам необходимо сфокусироваться на развитии чувства собственной значимости. Нет ничего плохого в том, чтобы верить в возможность достижения великих целей; приложив немного старания, вы непременно сможете. Единственное, что вас сдерживает, - это вы сами.
0. То, что выглядит как совершенное отсутствие уверенности, на самом деле является признаком перфекционистской гордости. Вы не способны мириться с мыслью, что вам могут доказать, будто вы не правы или допустили ошибку, поэтому вы делаете вид, что для вас все слишком сложно. Если вы не научитесь смотреть в лицо этим страхам, то сможете ввести мир в заблуждение и заставите всех думать, что вы просто ни на что не годитесь, но вы-то всегда будете знать, что даже не попытались ничего сделать.
Напишите на листе бумаги:
- 10 своих черт характера и особенностей личности, которые вам нравятся.
- 10 своих особенностей личности и черт характера, которые вам не нравятся.
- 10 черт характера и особенностей личности, которые вы хотели бы иметь в идеале.
Обсуждение. Каждый из участников зачитывает свое описание, затем проходит уточнение и обсуждение того, что он зачитал. Обсуждение может затрагивать темы:
• Какие профессии отвечают характеру этого человека?
• По какому принципу идет у вас выбор профессии — как реализация положительных черт или для искоренения отрицательных?
3.5. Проективный рисунок «Дорога в жизнь» (музыка)
Педагог-психолог. На больших листах бумаги (заранее подписанных) каждому участнику нужно нарисовать дорогу, уходящую к горизонту. Далее на этой дороге или около неё участники группы должны написать (или нарисовать) пожелания для автора рисунка и своё представление о его жизни. Желательно, чтобы они касались всего пути. Пожелания могут быть двоякие: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие могут дать пояснения.
3.6. Игра «Рука судьбы»
Педагог-психолог. А теперь мы с вами поиграем в игру, которая покажет нам, какие могут быть последствия при случайном выборе профессий. Игра называется «Рука судьбы».
Напишите на отдельных листочках профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Каждый ученик вытягивает из мешочка листок и, со словами: «Я хочу стать» зачитывает вслух написанные там профессии. Анализ чувств.
Какие чувства вы испытывали при зачитывании перечня случайно выбранных профессий?
Совпали ли случайно выбранные профессии с вашими желаниями и способностями?
Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Всегда должны выполняться три условия, о которых мы говорили в начале встречи:
«ХОЧУ» - профессия должна соответствовать моим желаниям.
«МОГУ» - профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям.
«НАДО» - профессия должна быть востребованной.
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный педагог К. Д. Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.
4. Заключительная часть.
Рефлексия «Прогноз погоды»
Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года оно соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какая температура? (от 0 до +10).
Педагог-психолог. Надеюсь, что каждый из вас сегодня узнал что-то новое и полезное для себя. Благодарю вас за работу!