Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему: "Формирование устной речи слабослышащих детей"»
Формирование устной речи слабослышащих детей
Конспект выполнила М.А.Копейкина
Задачи обучения произношению:
- Формирование внятной, членораздельной, выразительной устной речи.
- Овладение слабослышащими учащимися навыками правильного воспроизведения звукового состава слов и фраз.
- Соблюдение ритмико-интонационной стороны речи (словесного и логического ударения, темпа и громкости речи, мелодики речи – правильного произношения повествовательных, побудительных, вопросительных восклицательных предложений).
- Соблюдение основных правил орфоэпии.
Центральная часть работы над произношением – работа над словом и фразой.
- Формирование нормального голоса, речевого дыхания, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний необходимо для правильного воспроизведения слова и фразы – для речевой коммуникации.
Метод обучения слабослышащих произношению
- Аналитико-синтетический
- Полисенсорный
- С элементами концентрического подхода при ведущей роли развиваемой слуховой функции
Обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры.
Обязательно создание слухо-речевой среды в ходе всего учебно-воспитательного процесса при слухо-зрительном и слуховом восприятии речи.
Полисенсорный метод
- Использование всех сохранных анализаторов - зрительного, кожного, остатков слуха, вибро-тактильных ощущений.
Аналитико-синтетический метод
- Слово и фраза, произнесённые целиком, разлагаются на составные элементы: слоги и звуки. Ведётся работа над звуком, затем звук вводится в слоги и слова.
Слово – слоги – звук – слоги – слово
Шапка – шап-ка – Ша – Ш_а – Ш_ - Ша- шап-ка - шапка
Концентрический метод
- Формирование произносительных навыков происходит с использованием сокращенной системы фонем. Это особенно важно при коррекции дефекта, охватывающего группу звуков.
- Например, при сонантности сначала надо получить правильную артикуляцию звука С и временно использовать его на месте звуков З, П, Сꞌ, Зꞌ.
Два пути формирования произносительных навыков
Информальное обучение
Специальное обучение
Целенаправленное подражание речи учителя и воспитателя без специально подобранного речевого материала на протяжении всего дня
Фонетические зарядки
Индивидуальные занятия
Информальное обучение произношению
- Обязательная установка ученику : «ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО».
- Речь педагога должна быть естественной, с соблюдением правил орфоэпии, , с правильным делением фразы на синтагмы, с соблюдением логического ударения.
- Речь должна быть интонированной, эмоционально окрашенной.
- Произношение учителя - без утрирования артикуляции.
- Голос – разговорной громкости.
Группы звуков по степени сложности для усвоения детьми
- Звуки, хорошо усваиваемые слабослышащими на основе подражания: а, о, у, и, э, е, ё, ю, я, м, мꞌ, н, нꞌ, п, пꞌ, т.
- Более длительного времени требует усвоение звуков: ы, в, вꞌ, ф, фꞌ, к, кꞌ, х, хꞌ, л, лꞌ, з, зꞌ, ж, г, гꞌ, ч.
- Специальной работы на индивидуальных занятиях у слабослышащих детей , как правило, требуют звуки : С,сꞌ Ш, Р, рꞌ, Б, бꞌ, Д, дꞌ Ц.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА преследует следующие цели:
- Закрепление вновь сформированных произносительных навыков
- Удержание в речи имеющихся произносительных навыков
- Недопущение распада сформированных навыков произношения
Содержание фонетических зарядок у слабослышащих детей
Содержание определяется состоянием произносительных навыков учащихся класса. Содержанием может быть:
- Закрепление правильной артикуляции звуков
- Дыхательно-голосовые упражнения с использованием приёмов фонетической ритмики, приемов деления фразы на синтагмы
- Воспроизведение словесного и логического ударения
- Дифференциация звуков, например Б –П, Д- Т, В – Ф, Ж – Ш, С- Ш, П – Ч, Ч –Ш, П – С, З – Ш, З - Ж, Ч –Щ.
Планирование фонетических зарядок
- Удобно осуществлять по неделям
- В течение недели идёт работа над одной темой.
- Закрепляются, например, навыки дифференцированного произношения звуков С-Ш во всех позициях
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
- Во всех позициях
- Во всех позициях
- Дифферен циация С-Ш в словах и фразах в позиции са - ша Санки - Саша
- Дифферен циация С-Ш в словах и фразах в позиции са - ша
- Санки - Саша
- В позиции ас – аш Класс - карандаш
- В позиции ас – аш
- Класс - карандаш
- В позиции аса - аша Оса - каша
- В позиции аса - аша
- Оса - каша
- В сочетаниях ск –ст шк –шт. Скамейка -шкаф Стол - штаны
- В сочетаниях ск –ст шк –шт.
- Скамейка -шкаф
- Стол - штаны
- В позиции: в столе , в шкафу
- В позиции: в столе , в шкафу
Материал фонетических зарядок
- Слоги, слова, словосочетания, фразы.
- Преимущество отдаётся совам и фразам, используемым в активной речевой практике.
- В средних и старших классах материал ФЗ - учебный материал предметов, труднопроизносимые слова с учётом звуков, над которыми идёт работа на индивидуальных занятиях.
Виды речевой деятельности на Фонетической Зарядке (не более двух на одном занятии)
- Проговаривание отражённо («Послушай и повтори правильно») и сопряженно («Скажем вместе»)
- Проговаривание хором и индивидуально
- Подражание на основе слухового восприятия
- Чтение слогов, слов и их частей, словосочетаний и фраз
- Называние картинок
- Ответы на вопросы
- Решение примеров
- Упражнения с применением речевой ритмики
Индивидуальные занятия
- Проводится работа по исправлению грубых дефектов произношения (сонантное произношение свистящих, закрытая гнусавость звуков м и н , боковая артикуляция звукв с, ш, т ; открытая гнусавость , фальцетный голос, искажение звукового состава слова- пропуски, замены, воспроизведение только части слова )
- Специальная работа по постановке звуков, усвоение которых слабослышащими детьми требует специальной работы : с, ш, р, д, б, ц.
- Выработка слуховых дифференцировок ( в-ф, з –с, х-к…)
Порядок работы над произношением
- Работа по обучению произношению начинается со слухового или слухозрительного восприятия
- Если результаты не достигнуты, то подключаются тактильно-вибрационные ощущения, используются специальные методические приёмы.
1.Вызывание Б по подражанию в слоге БА, в слове Банка.
Если результата нет,
2.Произношение ряда слогов БАБАБАБА, с руками на щеках.
Если результата нет,
3. Постановка Б в 3 этапа по методике Ф.Ф.Рау
Отбор материала для занятия и исправление произносительных ошибок.
- На одно занятие брать не более двух тем.(Например, «Автоматизация звука Д. Исправление боковой артикуляции звука А.»)
- Необходимо обеспечить смену видов работ, но не перегружать ими занятие.
- На этапе работы над РСВ учитель исправляет прежде всего ошибки в произношении корригируемых звуков.
- При пересказе ребёнком прослушанного им нового текста произносительные ошибки исправлять не следует, чтобы не отвлекать внимание от пересказа.
Контроль и исправление произносительных ошибок – одно из условий овладения произношением у слабослышащих детей
- Сопряжённое и отраженное проговаривание. Сопряжённое проговаривание используется в тех случаях, когда ученик не может исправить свою ошибку на основе отраженного проговаривания. Особенно это касается коррекции недостатков в слитности, темпе, интонационной выразительности речи.
Послушай и скажи слитно, как я :
Послушай и скажи сам правильно
Скажи, как я:
Скажи слитно и быстро
Мне нравится эта ручка.
Я прочитала рассказ.
Дайте мне книгу.
Я устала!
Дайте мне ручку.
Использование технических средств и учебных пособий при обучении произношению
- Использование ЗУА требует дифференцированного подхода и определяется слуховыми возможностями ребёнка.
- На первоначальном этапе работы занятия проводятся с использованием стационарной аппаратуры на индивидуальных и фронтальных занятиях, на всех общеобразовательных уроках и воспитательных занятиях.
- По мере автоматизации произносительных навыков осуществляется переход на индивидуальные слуховые аппараты.
- На индивидуальных занятиях используются специальные визуальные приборы, слухо-речевые тренажёры, специальные компьютерные программы.
- Велико в процессе обучения произношению значение учебных пособий и раздаточного материала: компьютерных презентаций, таблиц, картинок, лото, игрушек, дидактических игр , конструкторов ЛЕГО(игровые среды «Я и мой мир», «Мир воображения»).
- Исправление ошибок в произнесении слова и фразы требует значительного приближения говорящего к ребёнку с индивидуальным слуховым аппаратом.
Учёт работы над произношением
Учёт
текущий
периодический
синтетический
аналитический
Данные о произносительных навыках ученика в тетрадях учителя