Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 11 «Подснежник» муниципального
образования городской округ Симферополь Республика Крым
Конспект на тему:
«Методика проведения занятия с детьми:
от создания конспекта до практической реализации».
Подготовила: Осипова И.С.
Воспитатель первой
квалификационной категории
Симферополь,
2022г.
Работа педагога детского сада предполагает постоянное сотрудничество с маленькими воспитанниками и их родителями, с коллегами. Иными словами, воспитатель осуществляет учебно-воспитательный процесс посредством организации образовательной активности, в частности общеобразовательных занятий с детьми. Для педагогически грамотного осуществления этой работы необходимо чётко представлять себе методические нюансы процесса.
Прежде чем составлять конспект НОД следует определиться со значением понятия «образовательная деятельность» в целом.
Образовательная деятельность — это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей и задач дошкольного образования. В методической литературе выделяется три формы образовательной деятельности:
непосредственная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми, направленное на обучение, развитие и воспитание малышей посредством обогащения их познавательной сферы;
внеучебная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми и их родителями, направленное на обогащение познавательного опыта малышей, развлечение и создание положительной эмоциональной атмосферы в коллективе (утренники, досуговые мероприятия);
образовательная деятельность в режимных моментах — форма образовательной деятельности, подразумевающая расширение бытового опыта малышей, воспитание дисциплинированности и развитие способности организовывать свою деятельность (например, во второй младшей группе дети учатся самостоятельно одеваться на улицу, организуя порядок расположения вещей в шкафчике).
Занятие — это форма реализации НОД, которая является структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, реализует определённую часть учебной программы. То есть занятие — это и форма обучения, и временной отрезок, за который решаются определённые обучающие, развивающие и воспитательные цели. Эти цели вне зависимости от программы, по которой работает детский сад, определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), являются общими для всех детских садов и устанавливают общий уровень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дошкольники. Поэтому занятия в ДОУ называются общеобразовательными. Они имеют определённые цели и задачи в зависимости от возраста малышей и образовательной области, которая задействуется:
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Физическое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»)
Занятия любого вида могут быть тематическими, на которых одна тема рассматривается в рамках разных образовательных направлений. Так, в преддверии Дня космонавтики по разным образовательным областям проводятся занятия, посвящённые этому празднику, например, по ФЭМП, Аппликация и т.д.
Алгоритм оформления конспекта включает:
титульный лист;
перечень целей (обучающих, развивающих и воспитательных) и задач их реализующих;
определение методов и приёмов, которые будут использованы;
описание сути планируемой индивидуальной работы;
описание предварительной работы педагога и ребят (например, выучить стихотворение или нарисовать по теме);
список наглядных материалов и оборудования;
описание хода занятия (по пунктам — вводный этап, основной этап и заключительный, прописывая реплики педагога и предполагаемые ответы детей).
Общеобразовательное занятие в ДОУ — это форма реализации целей и задач НОД по каждой из образовательных областей. Существующие классификации видов уроков с дошкольниками позволяют варьировать формы подачи учебного материала, способы взаимодействия с малышами, однако при этом неизменной остаётся цель занятия, а также методы и приёмы работы с детьми.