ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Организационная сторона занятия
-Своевременность начала занятия
-Уровень подготовки дидактических пособий, оборудования, мела, доски
-Готовность обучающихся к занятию
-Санитарное состояние кабинета
Методическая сторона занятия
-Методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
-Методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается педагог развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, чтобы дети прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
-Применение наглядных и технических средств обучения, организация практической работы;
-Способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ.
Требования к анализу занятия
Анализировать занятие не абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.
Не искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы.
Не стремиться, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», т.е. схематизировать учебный процесс, упрощать его.
Учитывать:
-Особенности темы.
-Возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий.
-Состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностей учеников -Индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, результаты работы.
Формы анализа:
-Краткий(оценочный) анализ(Общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации);
-Структурный (поэтапный) анализ(Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся);
-Системный анализ(Рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения);
-Полный анализ(Система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия);
-Структурно-временной анализ(Оценка использования времени занятия по каждому его этапу);
-Комбинированный анализ(Оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов);
-Психологический анализ(Изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа);
-Дидактический анализ(Анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);
-Аспектный анализ(Рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:
- реализация педагогом триединой задачи занятия;
- использование развивающих методов на занятии;
- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных умений и навыков у обучающихся;
- проверка и оценка ЗУН обучающихся;
- организация проблемного обучения на занятии и т.п.);
-Комплексный анализ(Одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).