Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доргелинская СОШ № 1»
Конспект классного часа
Класс: 9
Тема: «Что такое воля»
Учитель: Исагаджиева Саида Абдуллаевна
Тема: «Что такое воля?»
Познавательная цель урока: помочь учащимся осмыслить значение понятий «воля», «героизм».
Воспитательная цель урока: воспитывать у них доброжелательность, патриотические чувства.
Развивающая цель урока: развивать речь, память, мышление; формировать такие черты характера, как мужество, стойкость, готовность пожертвовать своими интересами ради близких людей.
Оборудование урока: альбомы, рисунки, плакаты, дневниковые записи учащихся, цитаты.
«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал, в зависимости от собственной воли». С. Смайлс.
2. «Большая воля – это не только умения чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказываться от чего-то, когда это нужно». А. С. Макаренко.
Пословицы:
1. «Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет».
2. «Герой умирает раз, трус – тысячу раз».
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы поговорим о воле, героизме. Проверим, как вы справились с домашним заданием.
II. Заслушивание и анализ размышлений А. Курбановой «Быть Человеком»
Быть Человеком
Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в себе человека, и, прежде всего, своей добротой и внимательностью создавать человеколюбивые отношения. Только так можно стать человеком, научиться видеть Человека в другом человеке.
«Превосходная должность – быть на земле человеком», – писал А. М. Горький. Уважать в себе и в других человеческую личность – это обязанность каждого человека. Любой человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
Человеку всегда предоставляется свобода выбора: умножать зло или активно созидать добро. «Только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро». Эти слова принадлежат Н. Чернышевскому. В реальности, не оказывая окружающим людям добро, не отдавая им часть своей души, невозможно стать гуманным. А доброта без гуманности не возможна.
Учитель. Как вы считаете, легко ли развивать в себе добрые чувства?
Учащиеся отвечают. Нелегко.
Учитель. Что для этого нужно?
Учащиеся отвечают. И природный дар, и огромная сила воли, чтобы, не ленясь, преодолевать в себе слабости.
III. Объяснение понятий «воля», «героизм»
Учитель. Ребята, как вы думаете, что же такое воля?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Правильно! Воля – это: 1. способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. 2. Сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь. 3. Свободное состояние.
Учитель. А что же такое «героизм»?
Учащиеся отвечают. Героизм – это доблестный дух, образ действий, присущих герою.
Учитель. А кто такой герой?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Верно. 1. Герой – это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью. Человек, совершающий подвиги. 2. Герой – это лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Учитель. А для чего нужна воля?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Каждый человек ставит перед собой цель, к достижению которой он стремится. Одному хочется изобрести нечто очень нужное людям. Другому – стать выдающемся мастером своего дела. Третьему – достичь рекордов в спорте и т. д.
Люди сильной воли – это люди с твердым характером. Они не рождаются с сильной или слабой волей, а воспитываются таковыми. Воспитание воли доступно каждому, кто хочет стать сильной личностью. Воспитывать волю нужно не от случая к случаю, а постоянно, всю жизнь.
Если человек хочет чего-то добиться, то он добьется своего силой воли. Самые разнообразные интересы, стремления, идеалы на наших глазах воплощаются в жизнь, когда человек, не ленясь, стремится к самоусовершенствованию. Не зря говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти».
Давайте, ребята, послушаем небольшой отрывок из теста «Дрейф самоходной баржи Т-36»
IV. Чтение текста
Дрейф самоходной баржи Т-36
17 января 1960 года в 9 часов утра по местному времени в заливе острова Итуруп ураганным ветром, достигавшим скорости 60 м/с, была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36. На её борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии, приписанных к барже: 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые – 20-летний Филипп Поплавский, 21-летний Анатолий Крючковский и 20-летний Иван Федотов. Экипаж боролся со стихией десять часов; около 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Зиганшин предложил выброситься на берег, но ни одна из трёх попыток результата не дала; одна из таких попыток привела к тому, что баржа получила пробоину. Волны достигали высоты в 15 метров; одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была выведена из строя радиостанция. Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан.
На берегу было известно о борьбе баржи со стихией, однако больше сообщений с баржи не поступало. Как только ветер несколько стих, солдаты прочесали берег. Обнаруженные обломки бочонка для питьевой воды, сметённого с палубы волной, дали основание считать, что баржа была потоплена ураганом. Поисковые работы были остановлены также и по причине запрета выхода в море спасательным и другим судам в связи с проводившимися в те дни ракетными стрельбами.
Тем временем баржа относилась ветром на юго-восток от Курильских островов, где она, выйдя из течения Оясио, была подхвачена одной из ветвей течения Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки.
На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии. Их запасы составляли: 15-16 ложек крупы, немного хлеба, банка консервов и некоторое количество картошки, которая находилась в машинном отделении, и в шторм оказалась пропитанной дизельным топливом. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи; когда она закончилась, собирали дождевую.
Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало съестное — кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубная паста. По воспоминаниям Зиганшина:
Мы его (кожаный ремень) порезали мелко, в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели…
Дрейф продолжался 49 дней. Люди теряли в весе до 800 граммов в день – Зиганшин, ранее весивший 70 кг, похудел до 40 кг.
В тяжелейших условиях солдаты смогли не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство…Сильным штормом, разразившимся на Курильских островах в феврале 1960 года, в океан унесло небольшое судно – самоходную баржу с малочисленным экипажем. Хотя, по всем данным науки, младшего сержанта Зиганшила, рядовых Поплавского, Федотова, Крюковского ожидала неминуемая смерть от голода, холода, жажды, воины не погибли. Сорок девять ночей и дней боролись они со стихией. Когда были выпиты последние капли пресной воды, съедена последняя картофелина, они стали «варить» в морской воде кожу от армейских сапог. Они потеряли в весе по 15-20 кг каждый, но не теряли бодрости духа и находили в себе силы, смеяться и даже петь.
Позже, когда весь мир узнал об этом беспримерном подвиге, они сказали: «Ничего особенного, простое дело».
Эта история произошла почти полвека назад, но до сих пор люди помнят ее и не перестают восхищаться самоотверженностью ее участников.
V. Анализ текста
Учитель. Что же помогло выжить младшему сержанту Зиганшиле, рядовым Поплавскому, Федотову, Крюковскому?
Учащиеся отвечают. 1. В их спасении важную роль сыграла воля. 2. Выручила их взаимная поддержка, сплоченность и т. д.
Учитель. Какие черты характера у них проявились при стихии?
Учащиеся отвечают. Храбрость, отвага, героизм, доблесть.
Учитель. Какие пословицы, поговорки можно привести в качестве примера в данном случае?
Учащиеся отвечают.
1. У храбрых есть только бессмертие, а смерти у храбрых нет.
2. От смелого и смерть бежит.
3. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
VI. Прослушивание песни «Если друг оказался вдруг»
Учитель. А теперь давайте, ребята, отдохнем и послушаем песню «Если друг оказался вдруг», прозвучавшую в исполнении поэта и исполнителя В. Высоцкого.
Владимир Высоцкий «Песня о друге»
(http://www.youtube.com/watch?v=-7j8pJ9u1rk)
VII. Прослушивание стихотворения Р. Абакаровой «Башлыкентский герой»
Учитель. Теперь, ребята, внимательно послушайте стихотворение Р. Абакаровой, посвященное ее ученику, Шахбану Шахбанову, который погиб в Чечне, защищая Родину.
Башлыкентский герой
Слов бессмысленное значенье,
Коль сломалась сабли сталь,
Приняв адские мученья,
Ты как лев, в сраженье пал.
Самый лучший из достойных
Ты безвременно ушел.
Спи в земле сырой спокойно,
Сын в твоем лице пришел.
Будут подвиги героя
В памяти народной жить.
Песнею, зовущей к бою,
Имя славное звучит.
Именем твоим гордится
Школа, где учился ты.
Лучше будут здесь учиться,
Чтоб тебя достойным быть.
Смерть твоя для нас затменье,
Всех заставила страдать.
Материнскому же сердцу
Тяжелее во сто крат.
Учитель. Да, ребята, очень тяжело матери, которая вырастила такого мужественного человека, а именно, героя, живущего в памяти народной.
Какую пословицу можно вспомнить в данном случае?
Учащиеся отвечают. «Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет».
Шахбан Шахбанов, Саид Дадашев были людьми сильной воли. Когда такие люди борются со злом (с войнами), потери неизбежны. Было бы прекрасно, если бы люди научились предотвращать войны, беречь друг друга. И тогда, возможно, прощёные враги стали бы друзьями, как об этом сказано в стихотворении неизвестного автора «Доброта».
VIII. Чтение стихотворения «Доброта»
Доброта
Грустить не нужно, верен будь мечте,
Печаль твоя, как снег весной растает.
Давай поговорим о доброте,
Которой нам так часто не хватает.
Она несет нам радость и тепло,
Она нам дарит свет, приводит к вере,
Она безжалостно уничтожает зло,
Но видно и сама несет потери.
IХ. Итог урока
Учитель. К какому выводу мы пришли на этом уроке?
Учащиеся отвечают. Герои никогда не умирают. Они остаются вечно живыми в памяти народной.
Учитель. О ком узнали мы на этом уроке?
Учащиеся отвечают. Узнали о Шахбане Шахбанове, который погиб в Чечне, защищая Родину. О Герое Советского Союза Дадашеве Саиде Алибековиче, который погиб, защищая Родину во время войны в Афганистане.
Учитель. А что полезного вы усвоили для себя на этом уроке?
Учащиеся отвечают. Узнали о том, как можно ценить мужество, волю. Узнали и о том, что добрые отзывчивые люди бывают всегда готовы к подвигам во имя защиты своей Родины.
Учитель. Молодцы! Спасибо вам за активное участие.
Х. Домашнее задание. Написать небольшое сообщение о мужестве и героизме.