Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доргелинская СОШ №1»
Конспект урока
Класс: 8
Предмет: русский язык
Тема: «Неопределенно-личные предложения»
Учитель: Батырмурзаева Сийли Магомедовна
Тема: «Неопределенно-личные предложения»
Цель урока:
- дать понятие неопределенно-личных предложений;
- формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения;
- находить неопределенно-личные предложения в тексте.
Воспитательные цели:
- воспитывать любовь к русскому языку,
- совершенствовать культуру речи учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, диски, проектор, карточки, картинки, слайды
Ход урока:
I. Организационный момент.
I. Вводное слово учителя.
Добрый день, ребята. Мы сегодня изучаем новый вид односоставных предложений – неопределенно-личные предложения.
Теоретическая разминка.
Слайд 1.
Работа по тексту картинки ( указать односоставные предложения)
1.Какие предложения называются определенно-личными?
Учащиеся отвечают.
2.Каковы признаки определенно-личных предложений и какое место они занимают в системе односоставных предложений?
Учащиеся отвечают.
3. Чем может быть выражен главный член- сказуемое- в определенно-личных предложениях?
Учащиеся отвечают.
4.Укажите сферу использования определенно-личных предложений и чем они отличаются от двусоставных?
Учащиеся отвечают.
Слайд 2. Разбор предложения.
Трудимся, верим, ищем и спорим, рвемся навстречу звездам и зорям.
Чем выражен главный член- сказуемое? Определите число, лицо, формы наклонения глагола.
Слайд 3
Новая тема: «Неопределенно-личные предложения»
Тема объясняется путем сравнительного анализа двусоставного и односоставного предложений.
Слайд 4.
Мама подарила мне красивую кофту.
(простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, полное, двусоставное)
Ребятам предлагается переделать предложение так, чтобы в данном случае был важнее сам факт совершения действия, а не то, кто именно его совершил.
Слайд 5.
Мне подарили интересную книгу.
Выводы учащихся:
В таких предложениях деятель говорящему бывает известен, но все же он его не называет, так как это не важно.
Можно привести аналогичные примеры.
Выступление учителя.
Итак, ребята, неопределенно личными предложениями называются односоставные предложения, в которых действующее лицо мыслится как неопределенное, а сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица мн. числа настоящего, будущего, прошедшего времени.
Слайд 6.
Запись на доске (учащимся предлагается самостоятельная работа - разобрать предложения)
В поселке построили новую школу.
Сережу отправили в город.
Выполнение упражнений на стр. №
Слайд 7.
Работа по картинке.
Ребятам предлагается переделать определенно-личные и неопределенно-личные.
Выводы учителя.
Неопределенно-личные предложения менее распространены в речи по сравнению с определенно-личными. Они используются в художественной литературе, особенно в диалогах, в газетных информациях, часты в живой речи.
Последние пять суток в лодке почти не спали.
Рефлексия
Понравился ли вам, ребята, урок?
Что вас больше заинтересовало в новой теме?
Что затрудняло вас в закреплении нового материала?
Где используются неопределенно - личные предложения?
Домашнее задание.
Составить неопределенно-личные предложения с словами:
покрасили , строят, известили, рассказали,подождут.
затем переделать их в двусоставные.