СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности для детей 6-7 лет по теме "Вулкан" с использованием проблемно-диалогической и игровой технологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности.»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по опытно - экспериментальной деятельности.


Возрастная группа: 6 - 7 лет (подготовительная группа)

Тема: «Вулкан».

Ведущая технология: проблемно-диалогическая технология, игровые технологии.

Тип занятия: Занятие усвоения новых знаний и умений.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами;

4. в процессе детского экспериментирования формировать интерес к химии;

5.. упражнять детей в чтении схем-моделей.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию





Основные общеучебные задачи:

  • развивать организационные умения: называть тему НОД, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;

  • развивать оценочные умения: оценить результат работы (получилось - не получилось), исправлять ошибки;

  • развивать память, внимание;

  • развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.


Материалы к НОД:

разрезные картинки о явлениях природы, ТСО, презентация «Вулканы»,карты – схемы с последовательностью проведения опыта,тазы,пакетики с водой,бумажные полотенца, макеты вулкана, ингридиенты для извержения вулкана: сода, лимонная кислота, красная краска, жидкое мыло, стаканы, пластмассовые бутылочки, чайные ложки ,шприцы,схема опыта, карта Успешка.


Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности.


Дети заходят в группу и приветствуют гостей.


Этап

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

1. Общая готовность детей


Тренинг «Правила безопасности»


2. Дидактическая игра - формулирование темы занятия

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.




-Ребята ,у нас сегодня очередное занятие в лаборатории «Юных исследователей».И как всегда,прежде чем приступить к работе,мы вспомним правила безопасного поведения.




-Молодцы,вы все помните.Значит можно проходить в лабораторию.

-Что же такое случилось в лаборатории?

-Что нужно сделать,чтоб избавиться от беспорядка?

- Начнем уборку.


Дети здороваются.

Встают в круг.



-внимательно слушать

-быть наблюдательным

-не пробовать на вкус

-не шуметь

-не трогать…


Дети проходят в лабораторию и видят беспорядок-разбросанные разрезанные картинки.


Дети собирают.


1.Основная часть

1. Постановка проблемной ситуации.


2. Игра «Собери картинки»









-Эти картинки появились здесь не случайно.Посмотрите внимательно,возможно они подскажут,о чем мы будем говорить?

Спрашиваю конкретных детей.

-Алина,ты поняла,о чем будем говорить?

-Что нужно сделать с картинками,чтоб понять?Может попробовать их сложить?



-Что изображено на картинках?




-Как можно назвать это все одной фразой?


-Верно. Большинство природных явлений относится к неживой природе.

Вспомним ,чем отличается живая природа от неживой.




--Как относится вулкан к природным явлениям?









-Нет


Дети складывают на столах картинки.


Дети отвечают,стоя у столов с картинками.

-Листопад,роса,радуга…


-Природные явления.




-Живой природе требуются уход,пища,тепло.Она растет.А неживой пища и уход не нужны.


-Он извергается.



3. Демонстрация фильма о деятельности вулкана на экране ТВ


-Видел ли кто из вас извержение вулкана?

-Приглашаю вас на стулья.Мы сейчас станем очевидцами извержения вулкана.

Внимание на экран.

-Может кто-то догадался,что происходит внутри вулкана,когда он извергается?





Дети сидят перед ТВ,смотрят фильм.

-Нет

2. Практическая часть

4.


Демонстрация опыта


-Предлагаю провести опыт с извержением вулкана в нашей лаборатории.

Провожу опыт ,сопровождая словами..

-У нас в химической лаборатории есть разные ингридиенты,с которыми можно работать разными способами.Делать все нужно очень аккуратно.

Это порошок.Его засыпаю в емкость.Это жидкость.Ее нужно перемешать с порошком.После смешивания получается раствор.В него нужно добавить еще вещество и вновь перемешать.Получившийся раствор вливаем в емкость.

Произошло извержение.


Дети сидят там же.




5.

Демонстрация слайдов


Беседа

-Ребята,вы стали свидетелями извержения вулкана.Разберем,как это происходит.Внимательно смотрим на экран.

Во время показа задаю вопросы и рассказываю.

-На что похож вулкан?

-Какой он формы?

-На вершине находится кратер.Давайте повторим это сложное слово.

-Из него вытекает лава,которая поднимается внутри вулкана по жерлу.

-Повторите.

-Лава кроется глубоко,в толще земли и под большим давлением вырывается наружу.Например,как кипящая каша из кастрюли или вода из пластиковой бутылки,если ее сжать.







-Гора

-Конус


-Кратер



-Жерло



5.1.Мини-опыт «Давление»

-Попробуем почувствовать давление,сжав пакет с водой.

-Что вы поняли?

Дети проводят мини-опыт.


-Вода с напором вырывается из пакета наружу.



- Когда вулкан извергает лаву,это называется извержение вулкана.И его называют действующий.Повторите.

-Бывают вулканы спящие.Что происходит с таким вулканом?


-А с потухшими?



-Какой тип вулкана мы рассмотрели сегодня?


-Действующий вулкан


-Они очень редко,но извергаются.


-Они прекратили извержения навсегда.Превратились в скалы.


-Действующий вулкан.



6.

Практическая работа


-Мы с вами настоящие ученые и находимся в лаборатории.Проведем эксперимент самостоятельно.

-Займите места у лабораторных столов.У каждого из вас есть номер,согласно которому в инструкции прописаны ваши действия.

Выборочно спрашиваю ребенка,что он будет делать.


Индивидуальный опрос детей (тихо)






-Остался последний самый ответственный шаг.Чтобы эксперимент удался,скажем волшебные слова и аккуратно вольем раствор.



-Формулы все в ряд вставайте

Эксперимент начинайте…


-Как вы думаете получился эксперимент?

-Кто расскажет,что мы достигли в результате эксперимента?




Дети садятся за лабораторные столы.



-Налить полстакана воды.

-Добавить 1 ложку порошка..


Дети пошагово выполняют условия эксперимента,кроме последнего ребенка.








Дети под слова вливают раствор.


-Да

-Совершили извержение вулкана.





7.

Беседа

-Мы хорошо постарались,соблюдали инструкции и правила и наш эксперимент прошел удачно.

О нашей работе напишут в научном журнале.Для этого корреспондент возьмет у участников эксперимента интервью.Кто выступит в роли корреспондента?





-Какой эксперимент проводили?

-Извержение вулкана.

-Что в результате получилось?

-Из вулкана вытекала лава.

-Что ты делал?

-Засыпал в жидкость порошок и размешивал…

-Из чего состоит вулкан?

-Гора,в ее глубине жерло,по которому поднимается лава.Она из кратера течет вниз по склону.


3.

Рефлексия

1.

Карта Успешка

2. Демонстрация слайдов




-Ребята,оцените свои действия в карте Успешка.



-Пройдите к стульчикам у ТВ.

-В нашей стране больше всего вулканов на Камчатке.Но об этом мы поговорим на следующей встрече в лаборатории.

-Спасибо за внимание.


Дети в карте отмечают свой результат.


Дети садятся на стулья.



Дети прощаются и уходят.