Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности по познавательной образовательной области на тему « Воздух - невидимка»
в подготовительной к школе группе.
Т.М.Шайдурова
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.
Задачи.
Образовательные:
расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.
учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас;
учить выявлять способность воздуха перемещаться, двигать предмет;
Развивающие:
развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, интерес к исследовательской деятельности, любознательность.
Планируемые результаты:
Дети закрепят понятия «воздух» и его свойства (легкость, прозрачность, невидимость); узнают о роли воздуха в жизни человека и живой природы.
Образовательная среда.
Предметно-практическая:
Кукла Воздушинка, ведерко с водой, игрушка из бумаги – водолаз, пустой прозрачный стакан, клеёнка, магнитофон, кассета с записью ветра, кассета с музыкой Вивальди, магнитики, 2 школьные доски.
Пакетики, пластмассовые стаканы с водой, трубочки, веера,
музыкальные инструменты, бутылочки пластмассовые, воздушные пузыри.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Руководство деятельностью
1этап. Потребностно-мотивационный:
1. В группу вносится игрушка - надувная кукла Воздушинка. Кукла демонстрирует свои умения. Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.) Дети рассматривают ее, выясняют, почему кукла летает; что у нее внутри.
2. Дети, а почему Воздушинка летает, как думаете? Давайте посмотрим, какая она. (Трогают руками куклу, выясняют, что она легкая, мягкая, воздушная).
- А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик, дирижабль).
- А как вы думаете, что у нее внутри?
-А кто думает по-другому?
- Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? ( Воздух нужен, мы им дышим)
- Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)
- А как можно назвать все это одним словом? (живая природа)
- Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет, как вы думаете?
-Как проверить?
2этап. Практический.
Опыт 1:
Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)
- Сядем за столы
Опыт 2:
- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
- Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.
- Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)
- Поставьте стаканы на поднос.
- Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? ( Воздух находится вокруг нас).
- Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой? ( Воздух невидимый, прозрачный, легкий).
- Дети, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (показываю пустой, прозрачный пластмассовый стакан)
- Посмотрите в него.
Давайте проверим, есть ли что в стакане
Опыт 3:
- У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?
(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.
- Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?
- Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.
- Проверьте, намок он или нет?
- Какой вывод мы сделаем? (Водолаз не намок. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).
- Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)
-Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.
- Возьмите их в руки.
Опыт 4:
Ловим воздух. Закручиваем пакет.
Вывод: воздух можно поймать.
- А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета.
Физкультминутка «Игра с пакетами»
подкинем пакет вверх и поймаем его внизу
возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот).
покрутим перед собой (внизу, вверху)
- Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это?
Включить магнитофон, прослушать запись (музыка ветра).
- А можем ли мы увидеть ветер?
- Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
- А почувствовать ветер можно?
Игра в кругу с мячом:
- Какой бывает ветер?
(Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)
- Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)
Опыт 5:
- Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь?
- Так что же такое ветер?
- Оказывается ветер – это движение воздуха.
- Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
Опыт 6:
- А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.
- Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?
( при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)
- Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки?
- А вы хотели бы узнать об этом? (как люди используют свойства воздуха в духовых музыкальных инструментах).
-
3 этап. Результативный
Много нового мы сегодня узнали о воздухе, ребята, вам понравились опыты? Что вам больше всего понравилось, что запомнили? Теперь вы, знаете, где можно встретить воздух? Спасибо за участие в опытах, вечером я вас приглашаю на просмотр интересного видиофильма. (Образовательные развивающие мультфильмы для детей "Формула Ума!"Серия "Зачем нужен воздух?")