Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми в подготовительной к школе группе
«Путешествие в страну знаний»
- Закрепить представление о речи: познакомить с понятием речь – устная и письменная;
- Закрепить понятия:звук, буква, слог, слово;
- Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, твердый звук, мягкий звук
- Совершенствование умения деление слов на слоги
- Совершенствовать детей в умении составлять по схеме предложения
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать умение точно и полно отвечать на вопросы;
- Развивать умение проявлять внимание к окружающей обстановке.
- Развивать логическое мышление, произвольное внимание.
- Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
- Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос
Сыро, хмуро за окном, дождь со снегом моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в саду чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Солнышко в группе взошло.
Улыбнётся ясно и тепло.
Лучик солнце протянуло,
Лучик солнце протянуло.
Посмотрите, нам оно
Отдаёт свое письмо.
Это приглашение в страну знаний. В Стране Знаний вас
ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы
справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!
***
Вы готовы в путешествие?
Подождите, в письме ещё загадка есть, надо нам её прочесть.
По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду.
(корабль)
Значит, поплывём мы с вами на корабле. А вот и корабль.
Мы плывём на корабле, волны, ветер, как во сне.
Чайки над морем летают, волны ветер подгоняет.
А пока все плывём, мы разминку проведём
Без неё никак нельзя,
Обойтись нам всем друзья.
Без неё друзья, нам понять друг друга нельзя.
— Ребята, для чего нам нужна речь? (чтобы общаться, разговаривать друг с другом)
— Какая бывает речь? (устная и письменная)
— Из чего состоит речь? (из предложений)
— Что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)
— А предложения из чего состоят? (из слов)
— Из чего состоят слова? (из слогов)
— А слоги из чего состоят? (из букв)
— А чем отличается буква от звука? (букву мы видим и пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
— Молодцы!
Оглядим морской прибой, мы подзорною трубой.
слева море, справа море!
волны плещут на просторе,
Ой, я, кажется, вдали вижу краешек земли!
На ковре стулья или скамейки.
Вот и остров, проходите, и места скорей займите.
Я же остров осмотрю, что в нём спрятано, найду.
Посмотрите вот конверт, в нем лежит для вас секрет.
Здесь картинки…
подсказки вы не ждите:
Названия предметов на слоги поделите,
сколько в слове том частей – скорее вы скажите! Королева Знаний.
КУКЛА
Сколько слогов в слове? А как еще мы сможем проверить?
(при помощи хлопков).
МЯЧ
- Сколько в слове «мяч» слогов, сколько гласных звуков?
МАШИНА
- Сколько в слове «машина» слогов, сколько гласных звуков?
Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки). Правильно, игрушки.
Я хочу сейчас признаться,
Что люблю я улыбаться.
Растягивать губки,
За ними прятать зубки.
Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок.
А-О-У-Ы-И-Э-Е-Ю-Я (выполняется упражнение)
А сейчас вас ждёт сюрприз.
К нам на остров сюда пришла
Людмила Александровна.
Релаксация
Отдохнули.
А теперь, давайте с вами, мы немного почитаем.
ЧИТАЕМ СЛОГИ
Мы задания все выполнили, на корабль все друзья, значит снова в путь пора…
Мы плывём на корабле, волны, ветер, как во сне.
Чайки над морем летают, волны ветер подгоняет.
А пока мы плывём, мы немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА музыка
перед нами материк
он не мал и не велик!
все здесь очень интересно
все здесь нам неизвестно!
ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный бельчонок есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Посмотрите на доску. Королева Знаний составила схемы предложений
-
Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложение по схемам со словом
— Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
— А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно
пишется с большой буквы).
— Что ставим мы в конце предложения,.. и что это обозначает? (точку, что предложение окончено)
Игра «Твёрдый – мягкий»: дети поднимают карточки синего и зелёного цвета, в зависимости от твёрдости – мягкости согласного в словах:
вода,
трава,
ветер,
цветы,
веник,
коврик,
двор,
вилка,
Я называю два слова, а вы составляете из них одно.
Пар + ход –=пароход
Сам + летит = самолёт
Пыль + сос= пылесос
фото +Аппарат = фотоаппарат.
— Молодцы!
Все задания решили, ничего вы не забыли.
И за это вам друзья подготовила подарки я.
Но чтобы их друзья достать, надо стих вам прочитать.
Сделать три шага налево, два прыжка вам сделать вправо, хлопнуть ровно один раз
И подарочки у вас.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
- Это платье золотое.
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём
- Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето!