Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Осень – чудная пора»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности: познавательная, речевая, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, музыкально – художественная.
Форма организации детей: фронтальная.
Цель: систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
-закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;
-учить детей отвечать на вопросы;
-развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
-воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Оборудование: Портрет осени, осенние иллюстрации, бумажные листочки, цветные карандаши, зонтик, магнитофон, магнитная доска, кисточка, волшебный мешочек, музыкальные композиции для сопровождения занятия.
Предварительная работа: наблюдение за погодой осенью, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.
Ход занятия
1. Организационный момент
(Звучит спокойная красивая музыка. Дети заходят в группу и
встают на паласе в круг.)
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.
(Дети проходят и здороваются с гостями. Воспитатель предлагает ребятам присесть кружочком на стульчики)
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте:
«Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес.
Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет.
(Воспитатель дотрагивается до листочков, закрепленных на шаблоне дерева, переворачивает их, листочки меняют свой цвет)
Воспитатель: Какими становятся листочки?
Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.
Воспитатель: Правильно! Осень – настоящая волшебница и очень добрая.
(Рассказ воспитателя об осени сопровождается показом презентации
«Осень в гости к нам пришла»)
Воспитатель: Осень удивительная, неповторимая пора. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин и берёз на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, птицы улетают на юг, животные делаю запасы н зиму. Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть берёза. Есть такая поговорка в народе «Мигнула берёза пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть клён, рябинки, кружатся в воздухе опадающие листья.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется это явление природы, когда с деревьев опадают листья?
Дети: Это явление называется листопад.
Воспитатель: На улице подул ветер. Каким он бывает?
Дети: Сильным, слабым, тёплым, холодным.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру, которая называется «Ветерок, ветер, ветрище».
Дыхательное упражнение « Ветерок, ветер, ветрище»
Воспитатель: Ох, какой был сильный ветер, сколько листьев нападало около наших деревьев. Давайте возьмем по листочку и встанем в круг.
Физминутка « Осенние листочки»
Звучит музыка, дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение:
Мы, листики осенние, на веточках сидели, ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)
Воспитатель: Ребята посмотрите, а все ли листочки в ваших руках одинаковые. Давайте поиграем с вами в игру «Назови листочек».
Я называю дерево, а вы называете, как называется его листочек, можно хором.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
липа - липовый
берёза – берёзовый
Молодцы! Правильно.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы еще знаете об осени?
(Дети рассказывают об осени)
Воспитатель: Русский народ был очень наблюдательным. С давних времен люди наблюдали за тем, как меняется природа, и жизнь животных с приходом осени. Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о приметах осени. Такие пословицы, поговорки могли сочинить только очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди.
Послушайте несколько пословиц:
«От осени к лету поворота нету ».
« Коли ясно, то и осень прекрасна»
«Осень идет, и дождь за собой ведет».
«Грибок в кузовок – зимой будет пирожок».
Воспитатель: Посмотрите, ребята у меня есть волшебный зонтик. Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспомнит какую-то примету, загадку, стихотворение, поговорку или пословицу об осени.
Игра «Волшебный зонтик»
(Дети по очереди берут зонтик, поворачивают его и называют пословицы, приметы, стихи об осени)
Воспитатель: Молодцы ребята. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени.
А теперь давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Дети: Куртки, шапки надевать.
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Осень прислала для вас посылку. Давайте посмотрим, что в ней. (Воспитатель открывает посылку) Посмотрите осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (Ребята берут по листочку и садятся за столы) Перед тем как вы начнете раскрашивать листочки, я предлагаю немного размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад).
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Продуктивная деятельность
(Звучит плавная красивая музыка, дети раскрашивают листочки)
Воспитатель: Ребята, сегодня вы много рассказали. Вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? Вы сегодня очень замечательно работали на занятии, спасибо!