СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» на тему: «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» для детей подготовительной к школе группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» на тему: «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» для детей подготовительной к школе группы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка»

Фрунзенского района г. Саратова

410071,г. Саратов, ул. Шелковичная, 224. Электронная почта:dou221@bk.ru. Тел. (8452) 56-36-65





УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка»

___________ Курицына Т.П.



Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ОО «Речевое развитие»

на тему: «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка»

для детей подготовительной к школе группы


















Воспитатель: высшей квалификационной категории Мамедова Ирина Николаевна





2022 г.

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Образовательные задачи:

1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.

2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования (схем), пересказывать текст сказки последовательно.

3.Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Активизировать словарь детей прилагательными (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).

4. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

5. Помочь понять содержание сказки.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение действовать согласованно.

2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.

3. Развивать общие двигательные умения.

Воспитывающие задачи: 

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический, проблемный, самостоятельный.

Оборудование: Карточки с героями сказок, магниты, магнитная доска, медальоны.

Приемы:  Художественное слово, пояснения, поощрение, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, физминутка.


Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках на ковре.

Деятельность воспитателя: Воспитатель обращает внимание детей на клубок (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него). Хотите, чтобы клубок провел нас в сказку. Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше. В конце сказочного пути вас ждёт сюрприз.

А поможет нам отправиться в путешествие волшебный клубок. Воспитатель держит клубок, дети отматывают

Деятельность воспитателя: Готовы!

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: В путь! Закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «Раз, два, три в сказку мы попасть хотим!».

И вот мы с вами в гостях у сказки, а для того чтобы хорошо слушать и рассказывать сказки нужно поразмять наш веселый язычок:

Артикуляционная гимнастика (стоя)

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Деятельность воспитателя: Как обычно начинается сказка? С каких слов?

Деятельность детей: Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.

Деятельность воспитателя: А какими словами заканчивается сказка?

Деятельность детей: стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.

Деятельность воспитателя: Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках?

Деятельность детей: о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.

Деятельность воспитателя: Сказки всегда поучительные. А как можно сказать о сказке, какая она?

Деятельность детей: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Деятельность воспитателя: Послушайте 1-ое задание:

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей! (загадывает загадки, а дети находят картинку отгадку и показывают ее)

1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка


2.По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра?
По-щучьему велению


3.У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди


4.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка


5.Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка

6.На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок


7.Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Волк и семеро Козлят.


Деятельность воспитателя: Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики.На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Деятельность воспитателя: Почему сказки называются народными?

Деятельность детей: Потому что их сочинил русский народ.

Деятельность воспитателя: Послушайте 2-ое задание: Я буду читать русскую народную сказку, и на доске выставлять схемы по сказке, чтобы мы после прочтения, вы смогли пересказать сказку.

(схемы.)

В сказке будут непонятные для вас слова, например такие, как вы их понимаете: «поборы», «допытываться», «сыщите», «авось», «размечу», «беду неминучую»?

Деятельность детей: ответы детей.

Деятельность воспитателя: А теперь послушайте русскую народную сказку «Никита Кожемяка». Эта сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик А.Афанасьев. (чтение сказки).

Деятельность воспитателя: Ребята как называется сказка?

Деятельность детей: «Никита Кожемяка»

Деятельность воспитателя: Кто главные герои в сказке?

Деятельность детей: Богатырь Никита и т.д.

Деятельность воспитателя: Кем был главный герой?

Деятельность детей: ответы детей.

Деятельность воспитателя: В каком городе появился змей?

Деятельность воспитателя: Почему змея боялись?

Деятельность воспитателя: Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?

Деятельность воспитателя: Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?

Деятельность воспитателя: Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

Деятельность воспитателя: Кто победил в битве?

Деятельность воспитателя: Что предложил змей Никите Кожемяке?

Деятельность воспитателя: Чем закончилась сказка?

Деятельность детей: ответы детей.

Деятельность воспитателя: «Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?

Деятельность воспитателя: Есть ли в сказке непонятные для вас слова?

Деятельность воспитателя: В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они?

Деятельность детей: испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.

Деятельность воспитателя: Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу.

Деятельность детей: смелые, мужественные, храбрые.

Деятельность воспитателя: А как ласково называла царевна своих родителей?

Деятельность детей: Батюшка, матушка.

Деятельность воспитателя: Какие слова можно подобрать к слову «сила»?

Деятельность детей: Сильный, силач, силище, сильнее, сильней.

Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодать. ( указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Деятельность воспитателя: Молодцы вы знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».

Деятельность воспитателя: Ребята, где мы с вами побывали?

Деятельность воспитателя: Чем занимались?

Деятельность воспитателя: Что больше всего понравилось?

Деятельность воспитателя: Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Пусть ваши дружные пальчики возьмут медальки, на них нарисованы улыбки (веселая и грустная) выберите улыбку соответствующую вашему настроению после сегодняшнего путешествия по сказкам.

Деятельность воспитателя: До новых встреч друзья!!