Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка» Фрунзенского района г. Саратова |
410071,г. Саратов, ул. Шелковичная, 224. Электронная почта:dou221@bk.ru. Тел. (8452) 56-36-65
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка» ___________ Курицына Т.П. |
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ОО «Речевое развитие»
на тему: «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка»
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель: высшей квалификационной категории Мамедова Ирина Николаевна |
2022 г.
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
Образовательные задачи:
1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.
2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования (схем), пересказывать текст сказки последовательно.
3.Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Активизировать словарь детей прилагательными (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).
4. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
5. Помочь понять содержание сказки.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение действовать согласованно.
2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.
3. Развивать общие двигательные умения.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Методы: Игровой, словесно-логический, проблемный, самостоятельный.
Оборудование: Карточки с героями сказок, магниты, магнитная доска, медальоны.
Приемы: Художественное слово, пояснения, поощрение, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, физминутка.
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках на ковре.
Деятельность воспитателя: Воспитатель обращает внимание детей на клубок (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него). Хотите, чтобы клубок провел нас в сказку. Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше. В конце сказочного пути вас ждёт сюрприз.
А поможет нам отправиться в путешествие волшебный клубок. Воспитатель держит клубок, дети отматывают
Деятельность воспитателя: Готовы!
Деятельность детей: Да.
Деятельность воспитателя: В путь! Закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «Раз, два, три в сказку мы попасть хотим!».
И вот мы с вами в гостях у сказки, а для того чтобы хорошо слушать и рассказывать сказки нужно поразмять наш веселый язычок:
Артикуляционная гимнастика (стоя)
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. ( Щелкать языком.)
Деятельность воспитателя: Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Деятельность детей: Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.
Деятельность воспитателя: А какими словами заканчивается сказка?
Деятельность детей: стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.
Деятельность воспитателя: Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках?
Деятельность детей: о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Деятельность воспитателя: Сказки всегда поучительные. А как можно сказать о сказке, какая она?
Деятельность детей: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Деятельность воспитателя: Послушайте 1-ое задание:
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей! (загадывает загадки, а дети находят картинку отгадку и показывают ее)
1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
2.По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра?
По-щучьему велению
3.У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
4.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
5.Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
6.На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
7.Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Волк и семеро Козлят.
Деятельность воспитателя: Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики.На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Деятельность воспитателя: Почему сказки называются народными?
Деятельность детей: Потому что их сочинил русский народ.
Деятельность воспитателя: Послушайте 2-ое задание: Я буду читать русскую народную сказку, и на доске выставлять схемы по сказке, чтобы мы после прочтения, вы смогли пересказать сказку.
(схемы.)
В сказке будут непонятные для вас слова, например такие, как вы их понимаете: «поборы», «допытываться», «сыщите», «авось», «размечу», «беду неминучую»?
Деятельность детей: ответы детей.
Деятельность воспитателя: А теперь послушайте русскую народную сказку «Никита Кожемяка». Эта сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик А.Афанасьев. (чтение сказки).
Деятельность воспитателя: Ребята как называется сказка?
Деятельность детей: «Никита Кожемяка»
Деятельность воспитателя: Кто главные герои в сказке?
Деятельность детей: Богатырь Никита и т.д.
Деятельность воспитателя: Кем был главный герой?
Деятельность детей: ответы детей.
Деятельность воспитателя: В каком городе появился змей?
Деятельность воспитателя: Почему змея боялись?
Деятельность воспитателя: Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
Деятельность воспитателя: Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
Деятельность воспитателя: Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?
Деятельность воспитателя: Кто победил в битве?
Деятельность воспитателя: Что предложил змей Никите Кожемяке?
Деятельность воспитателя: Чем закончилась сказка?
Деятельность детей: ответы детей.
Деятельность воспитателя: «Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».
Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?
Деятельность воспитателя: Есть ли в сказке непонятные для вас слова?
Деятельность воспитателя: В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они?
Деятельность детей: испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.
Деятельность воспитателя: Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу.
Деятельность детей: смелые, мужественные, храбрые.
Деятельность воспитателя: А как ласково называла царевна своих родителей?
Деятельность детей: Батюшка, матушка.
Деятельность воспитателя: Какие слова можно подобрать к слову «сила»?
Деятельность детей: Сильный, силач, силище, сильнее, сильней.
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодать. ( указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
Деятельность воспитателя: Молодцы вы знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
Деятельность воспитателя: Ребята, где мы с вами побывали?
Деятельность воспитателя: Чем занимались?
Деятельность воспитателя: Что больше всего понравилось?
Деятельность воспитателя: Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Пусть ваши дружные пальчики возьмут медальки, на них нарисованы улыбки (веселая и грустная) выберите улыбку соответствующую вашему настроению после сегодняшнего путешествия по сказкам.
Деятельность воспитателя: До новых встреч друзья!!