Дата проведения:
Воспитатель: Васильева Т.С.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию (ознакомление с социальным миром) на тему: «Волшебница вода».
Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к окружающему.
Развивающие:
Развивать навыки проведения лабораторных опытов; Развивать и активизировать диалогическую речь детей, логическое мышление, память;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
Образовательные:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Формировать умения и навыки наблюдения за объектами неживой природы.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, загадывание загадки, организационный момент.
Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды , создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
Приемы организации практической деятельности детей: показ экспериментов, комментирование , продуктивная деятельность(помощь в проведении экспериментов) ,творческая деятельность
Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капитошка , вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Мотивационный этап.
1.Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Ребята, сегодня к нам в гости пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Дети: Конечно, да!
Воспитатель: Итак, начнем прямо сейчас.
Из чего состоит Капелька? Верно, из воды. Молодцы. А где мы можем встретить воду?
Верно, в реке, море, кране и т. д. Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: А нам, в детском саду, нужна вода?
Дети: Да!
Воспитатель: А для чего?
Примерные ответы детей: умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Молодцы ребята! Вы сказали все правильно.
II.Содержательный этап.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить опыты.
Воспитатель: А вы знаете, где проводят опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: И проводят их лаборанты. Лаборанты – это очень умные люди в специальной одежде. Вы хотите превратиться в лаборантов?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда повторяйте за мной.
Руки вверх
Руки вниз
И на месте покружись
Прыг, скок – улыбнись
И в лаборанта превратись.
Воспитатель предлагает пройти и надеть халаты.
Дети одевают халаты.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем не просто лаборантами ,а сотрудниками «волшебной лаборатории». А чтобы всё получилось, даже в «волшебной лаборатории» нужно соблюдать правила поведения и технику безопасности :
1. Внимательно слушать.
2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. Не забывайте после каждого опыта нужно делать вывод.
4. Ничего не трогать без разрешения.
Воспитатель: Я приглашаю вас пройти в первую лабораторию, стол с цифрой 1.
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой камни. Видно их?
А теперь такие же камни мы положим в стакан с молоком. Видно их?
Какой мы с вами можем сделать вывод?
Дети: что вода прозрачная.
А скажите мне ребята, есть ли у воды цвет?
Опыт №2 «На определение цвета воды»
Мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет. Давайте мы с вами это проверим
У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой?
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.
Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1,2,3,4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Опыт №3: «На определение вкуса воды»
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой у нее вкус?
Правильно, вода безвкусная. А теперь добавим в воду кусочек сахара и перемешаем. Какая вода стала на вкус? (даю попробовать воду на вкус).
Какой мы можем сделать вывод : что вода безвкусная ,но если в нее положить сахар или соль , то вода меняет свой вкус.
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте узнаем есть ли запах у воды.
Опыт №4: «На определение запаха воды»
Дети подносят стакан с водой к носу и нюхают ее.
Воспитатель: ребята вода чем – нибудь пахнет. Правильно – не пахнет. А теперь я положу каждому в стакан кусочек лимона . Есть запах?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет?
Дети: потому, что лимон пахнет.
Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у
воды появится запах того, что в нее добавили.
III.Рефлексивный этап .Подведение итогов НОД.
Воспитатель: Молодцы, вижу, вы много знаете о воде.
Скажите , что мы сейчас с вами проводили?
Скажите что нового о воде вы узнали?
Дети: что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Вы все сегодня хорошо занимались, молодцы!
Воспитатель: Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала.
Вот, ребята, вода действительно волшебница!
Мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус- поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством?
Следующий раз мы снова придём в лабораторию и узнаем, что ещё может делать волшебница вода.
На память о нашем путешествии капелька дарит вам вот такую книгу : « Путешествие капельки».
На этом наше занятие закончено.