СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". Чтение стихотворений о ранней осени"»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени

Цель: учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе

Предварительная работа. Начиная с первых чисел сентября педагог организует целевые прогулки на природу, отыскивая с детьми приметы осени. Тем, кто любит рисовать, предлагает изобразить в специальном альбоме наиболее интересные моменты(например, однажды на прогулке поднялся сильный ветер и заморосил дождь. Большой мокрый кленовый лист опустился на Олину голову и прикрыл ее как зонтиком. Долго искали, куда спрятались жуки, и нашли одного в ямке, другого под корой березового чурбачка. Потеплело, и в групповую комнату залетела бабочка. Привезли солить несколько мешков капусты. Ходили на кухню смотреть, как специальная машина шинкует капусту. Убедились в том, что шинковать капусту вручную тяжело и долго, - машина это делает в несколько раз быстрее

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: какое сейчас время года?

ответ детей: осень

Воспитатель: назовите месяцы осени

ответ детей: сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш рассказ получился содержательным и интересным. Обозначим план рассказа. Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди. Итак, давай вспомним все о первых осенних деньках

ответ детей: ранней осенью немного холодает, но ещѐ тепло. Солнышко светит мало. Моросит мелкий дождь. После дождя появляются грибы. Часто дует холодный ветер. Птицы улетают в теплые края

Воспитатель: теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки

ответ детей: листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные. С деревьев падают листья. Начинается листопад. Деревья стоят в зелѐно – золотом уборе. Осенью начинает желтеть и жухнуть трава. Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.

ответ другого ребенка: ранняя осень – красивое время года. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик

Воспитатель: спасибо, интересный рассказ получился

ответ Даши: ранней осенью холодает, но ещѐ тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещѐ цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелѐтные птицы собираются в стаи и готовятся к отлѐту на юг

проводится физкультминутка «Танец листиков»

воспитатель читает стихотворение

дети выполняют движения

Воспитатель:

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо

Ветер хватает, в кучу бросает

Кружит листики тихо

Так заставляет летать и кружиться

Так он играет и веселится

Листья танцуют свой хоровод

Снова вернутся лишь через год

Дождик появился, хоровод на землю опустился

Воспитатель: вот такая она – ранняя осень. А сейчас я прочитаю стихотворение Плещеева А.Н. «Осень наступила»

воспитатель читает стихотворение

Воспитатель:

Осень наступила

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты

Вянет и желтеет

Травка на лугах

Только зеленеет

Озимь на полях

Туча небо кроет

Солнце не блестит

Ветер в поле воет

Дождик моросит

Зашумели воды

Быстрого ручья

Птички улетели

В теплые края

Воспитатель: какие чувства вызывает это стихотворение?

ответ детей: грусть

Воспитатель: почему?

ответ детей: потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень

Воспитатель: найдите подтверждение своим словам в стихотворении

ответ детей: небо закрыто тучами; солнце не светит; дует сильный ветер; идѐт дождь

Воспитатель: не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по – своему прекрасна

проводится игра в мяч

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова «осень»

Воспитатель: солнце осенью

ответ детей: осеннее

Воспитатель: ветер осенью

ответ детей: осенний

Воспитатель: небо осенью

ответ детей: осеннее

Воспитатель: туча осенью

ответ детей: осенняя

Воспитатель: дождь осенью

ответ детей: осенний

Воспитатель: лес осенью

ответ детей: осенний

Воспитатель: погода осенью

ответ детей: осенняя

Воспитатель: пальто осенью

ответ детей: осеннее

Воспитатель: сапоги осенью

ответ детей: осенние

Воспитатель: одежда осенью

ответ детей: осенняя

Воспитатель: вот наша беседа подошла к концу. Скажите, о каком времени года мы говорили?

ответ детей: мы говорили об осени

Воспитатель: а, чтобы запомнить, что бывает осенью, давай поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а ты мне будешь отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает

проводится игра «Да или нет?»

Воспитатель: осенью растут грибы?

ответ детей: да

Воспитатель: тучки солнце закрывают?

ответ детей: да

Воспитатель: холодный ветер прилетает?

ответ детей: да

Воспитатель: ну, а птицы гнезда вьют?

ответ детей: нет

Воспитатель: а букашки прилетают?

ответ детей: нет

Воспитатель: звери норки закрывают?

ответ детей: да

Воспитатель: урожай все собирают?

ответ детей: да

Воспитатель: птичьи стаи улетают?

ответ детей: да

Воспитатель: часто – часто льют дожди?

ответ детей: да

Воспитатель: достаем ли сапоги?

ответ детей: да

Воспитатель: солнце светит очень жарко?

ответ детей: нет

Воспитатель: можно детям загорать?

ответ детей: нет

Воспитатель: ну, а что же надо делать?

ответ детей: куртки, шапки надевать

Воспитатель: да, молодцы. Вы очень внимательны. Знаете все признаки осени