© Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 94 городской округ город Рыбинск
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей седьмого года жизни представлений о правилах дорожного движения
«Будь внимателен на улице!»
Болтунова Наталья Владимировна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 94 городского округа город Рыбинск
Цель: обогащение и закрепление знаний о правилах дорожного движения дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомить детей с правилами дорожного движения.
Закрепить знание о значении светофора, дорожных знаках.
Развивающие:
Развивать навыки безопасного поведения на дороге.
Развивать внимательность, наблюдательность, быстроту реакции.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.
Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование:
Макет улицы Куйбышева, разноцветные кружки, картинки (транспорт, дорожные знаки, цветные карандаши, листы бумаги.
Предварительная работа:
В детском саду с воспитателями - наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; экскурсия по улице Куйбышева; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; моделей зданий (дома, магазины, школа, детский сад и др.); коллективная работа - составление альбома «Дорожная азбука».
С родителями – наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем как пассажиры выходят и заходят в автобус, где люди переходят дорогу и т.д.); рассматривание и зарисовка дорожных знаков; изготовление дорожных знаков маленького размера (высота 10см); подбор материала и иллюстраций для оформления своей странички в альбоме «Дорожная безопасность».
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная, познавательная.
Ожидаемые результаты.
У детей сформировано умение предвидеть и называть потенциально опасные ситуации на дороге,
Дети эмоционально отзывчивы к ситуациям на дороге,
Имеют представления о значении светофора, дорожных знаках;
В течение непосредственно образовательной деятельности свободно общаются с взрослым и со сверстниками.
Критерии оценки:
1. Активность.
2. Эмоциональность.
3. Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.
4. Аргументирование своих высказывание и действий.
5. Взаимодействие с участниками НОД.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Малыш. Он приехал в наш город Рыбинск в гости к друзьям. Когда Малыш вышел на прогулку, ему стало страшно на наших улицах, на наших дорогах.
Ребята, а ведь в нашем детском саду много ребят, есть и совсем маленькие, которые еще не знают, где должны идти пешеходы, не знают, что означают сигналы светофора, и в каком месте можно переходить дорогу. Как вы думаете, кто поможет детям из младшей группы и Малышу узнать правила дорожного движения? (ответы детей). Как вы думаете, а вы смогли бы рассказать малышам о правилах безопасности на дороге? Вы хотели бы помочь им выучить эти важные правила? Как мы можем это сделать? (ответы детей)
Постановка проблемы: Конечно, чтобы малышам было легче учить правила дорожного движения, надо показать им улицу, но ведь они пока еще маленькие и за территорию детского сада им выходить нельзя? Как мы можем показать младшим детям улицу и не выходить за территорию детского сада? (ответы детей)
Хорошо придумали, мы и фотографии улицы им можем показать, и рисунки нарисовать, и про светофор рассказать.
! Если дети самостоятельно не озвучивают вариант макета, воспитатель говорит: А я бы хотела показать малышам наш макет улицы Куйбышева и где находится наш детский сад. Только это трудная работа, (грустно) мне одной не справиться.
Давайте вместе поговорим о том, как устроена улица.
Я начну, а вы мне помогайте, рассказывайте, что знаете. Улицы устроены так, чтобы всем людям было удобно.
Высказывания детей (если дети затрудняются или забыли назвать какую-нибудь часть улицы, воспитатель подводит их к ответу, НО! не дает готовый ответ за детей.
- на улице стоят дома;
- у каждого дома есть свой номер, по которому легко найти нужный адрес (несколько детей называют свой адрес, вспомнить с детьми, почему важно знать свой адрес);
- вдоль улицы расположены тротуары и дороги;
- по дороге двигаются автомобили, ими управляют шоферы.

Воспитатель: Если пешеходу нужно перейти дорогу, то где он должен это сделать?
Дети: Переходить дорогу можно только в специальном месте – по пешеходному переходу – «зебре», а называется он так, потому что дорога разлинована белыми полосками.
Воспитатель: Покажите на макете, как правильно перейти дорогу, где нет светофора, но есть «зебра» и знак «Пешеходный переход». (дети выполняют задание) Объясните свои действия.
Дети: Прежде чем переходить улицу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Посмотреть налево, направо, убедиться, что нет машин или они уже остановились и ждут. Водитель должен уступить дорогу, увидев пешехода около знака «Пешеходный переход». Выбегать на пешеходный переход перед машиной нельзя, она не может быстро остановиться.
Воспитатель: Покажите на макете, как правильно перейти дорогу, где есть светофор. (дети выполняют задание) Объясните свои действия.
Дети: Прежде чем перейти дорогу, пешеход должен обязательно посмотреть на светофор, чтобы узнать какой свет на нем горит. Каждый свет светофора обозначает сигнал:
Если загорелся красный – значит, нужно ждать, он означает «стоп». Загорелся желтый – значит, приготовиться, а зелёный – можно переходить.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И обязательно запомните:
«Красный свет – ПРОХОДА НЕТ!
Желтый свет – БУДЬ ГОТОВ К ПУТИ!
А зеленый свет – сначала внимательно посмотри по сторонам, убедись, что безопасен путь, и только тогда ИДИ!»
Давайте, ребята, вместе со мной и Малышом повторим эти слова, чтобы не забывать световые сигналы светофора.
Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такой светофор (воспитатель показывает макет светофора без огоньков) как вы думаете, чего не хватает?
Дети: цветных кружков.
Проводится игра «Сломанный светофор» (воспитатель предлагает детям отремонтировать сломанный светофор – расположить кружочки в той последовательности, в которой они должны быть на светофоре.)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем со светофором. Когда я покажу красный кружок, вы будете стоять, если покажу желтый, будете хлопать, а когда я покажу зеленый - будем топать. Будьте очень внимательны.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы были все внимательные и правильно выполняли приказы светофора. А теперь расскажите Малышам, что вы знаете о дорожных знаках.
Сначала я загадаю вам загадки, а вы объясните, что этот знак означает.
1. Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет.
Дети :Ездить на велосипеде в этом месте запрещено. Это запрещающий знак.
2. Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети!
Дети: Знак «Осторожно, дети»- водитель должен быть внимателен, в этом месте дети могут переходить улицу. Это предупреждающий знак.
3. Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Дети: Место остановки автобуса.

Воспитатель: Ребята, а если в машине заканчивается бензин. Объясните, что надо делать.
Дети: Нужно найти знак «Автозаправочная станция» и следовать в данном направлении.

Воспитатель: Ответьте пожалуйста, какие это знаки?
Дети: «Автозаправочная станция»- указательный знак, «Направление движения»-предписывающий знак.
Воспитатель: Ну что ж ребята, Малышу было очень интересно у нас в гостях, мы с вами сегодня вспомнили правила дорожного движения, сигналы светофора, дорожные знаки. И я убедилась, что вы их хорошо знаете и сможете объяснить их малышам нашего детского сада. Старайтесь быть предельно внимательными на улице, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.
А сейчас возьмите ножницы, карандаши и нарисуйте макет своей улицы. (Самостоятельная работа детей)

Рефлексия – дети делают самооценку своим работам и дарят их Малышу