МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной группе общеразвивающей направленности
для детей 6-7 лет
«Обучение Незнайки финансовой грамотности»
Разработала:
Воспитатель
Иноходцева Л.С.
Рыльск 2021г
Цель: Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать разумное отношение к расходованию денег;
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
- закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
Развивающие:
- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
- развивать умения определять жизненно важные потребности человека;
- развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;
- воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.
Словарная работа:
Активизация словаря: монеты, купюры, банкноты, потребности, банкомат, банковская карта.
Обогащение словаря: семейный бюджет, доход, расход, сбережения.
Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «наличные и безналичные деньги», «покупка», «Семейный бюджет», «Какие бывают товары», «Как помочь родителям сэкономить деньги; чтение художественной литературы; сюжетно – ролевые игры: «Супермаркет», «Парикмахерская»
Методические приёмы:
словесный - рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа, художественное слово;
наглядный – демонстрация материала;
игровой – сюрпризный момент, выполнение игровых действий;
практический – самостоятельная деятельность детей.
Материал и оборудование: 2 мольберта, купюры и монеты – целые и разрезные, презентация «Потребности в жизни человека: вода, одежда, жильё, еда», схемы потребностей для человека, банкомат, банковские карты, шаблон для создания именной банковской карты
Ход образовательной деятельности.
(Звенит колокольчик)
(Дети находятся в группе и по сигналу колокольчика становятся в круг)
Положительный настрой на предстоящую деятельность.
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!!
Сюрпризный момент
В группу входит грустный Незнайка
Воспитатель:
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку, Беззаботного
(Дети хором … (Незнайку))
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Мы рады тебя видеть.
Незнайка, почему ты грустишь, что с тобой случилось?
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.
Воспитатель: Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.
Незнайка: Знайка записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу.
Незнайка, присаживайся вместе с ребятами и будь внимательным!
(Незнайка садится вместе с детьми на стул)
Воспитатель:
Послушайте загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»
(дети отвечают- деньги)
Воспитатель: Совершенно верно - «деньги»
А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).
Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.
Воспитатель: Купюры или банкноты - это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)
Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.
Игра «Какие бывают купюры и монеты» (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Незнайка тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)
Воспитатель: Молодцы! Справились! Незнайка теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отличаются купюры и монеты между собой.
Незнайка: Да, купюра – бумажная и называется она - банкнота, а монета – металлическая.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей и Незнайки)
Воспитатель: Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, произошел сбой и несколько купюр из станка вышли разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (Дети делятся на команды – мальчики и девочки, Незнайка присоединяется и помогает ребятам)
Игра у столов «Собери банкноту».
Динамическая пауза «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на дне кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем Незнайке, что такое потребности? (ответы детей)
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на экран!
На экран выводятся слайды, дети вместе с Незнайкой определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить Незнайке почему без них человек не может прожить (ответы детей).
Воспитатель: А ты Незнайка без чего не можешь прожить? (ответ Незнайки)
Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? (ответ Незнайки)
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?
Незнайка: Нет, я не знаю.
Воспитатель: Ребята, расскажите, Незнайке, откуда в семье берутся деньги.
Ответы детей:
-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
-бабушка и дедушка получают пенсию;
-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи.
Незнайка: Что такое доход?
Дети: Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Незнайка: Что такое расход?
Дети: Расход- это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Незнайкой как правильно распределить семейный бюджет и поиграем в игру.
Игра «Хочу и надо» (выполняют за столами)
Перед вами схема потребностей и десять монет (у каждой команды схемы разные). Ваша задача распределить ваш бюджет слушая мои задания:
Воспитатель:1. За одежду мы затратили 1 монету, а за электроэнергию нам понадобиться затратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет мы затратим за электроэнергию?
Ответы детей: 2 монеты затратим за электроэнергию (1+1=2)
Воспитатель:2. За электроэнергию мы заплатили 2 монеты, а за продукты на одну монету больше, чем за электроэнергию. Сколько монет нам потребуется на продукты?
Ответы детей: 3 монеты на продукты (2+1=3)
Воспитатель: 3. На покупку лекарств мы потратили на 2 монеты меньше, чем на продукты. Сколько монет мы потратим на покупку лекарств?
Ответы детей: 1 монету потратили на покупку лекарств (3-2=1)
Воспитатель: 4. Чтобы оплатить счёт за квартплату нам нужно потратить столько же монет, столько мы потратили на оплату электроэнергии. Сколько монет нам понадобится, чтобы оплатить счёт за квартплату?
Ответы детей: 4 монеты за квартплату (2+2=4)
Воспитатель: Ребята, скажите, сколько у Вас было монет?
Дети: У нас было 10 монет.
Воспитатель: а сколько монет мы с Вами потратили?
Дети: Мы потратили 9 монет.
Воспитатель: А, что мы будем делать с оставшейся монетой?
Дети: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Воспитатель: Ну, что Незнайка, теперь ты понял, как можно правильно распределять семейный бюджет?
Незнайка: Да, ребята, понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом своем друзьям Цветочного города.
Воспитатель: Дети мы узнали и научили Незнайку что такое: банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А где нужно хранить деньги?
Ответы детей: в кошельке, копилке.
Воспитатель: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно - хранение денег. (показ различных пластиковых карт на слайде) Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете?
Ответы детей: да, чтобы пользоваться картой нужно знать пин-код.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вместе с Незнайкой пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем ему, для чего он нам нужен? (индивидуальные рассуждения детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу вас и Незнайку как пользоваться нашим банкоматом, а затем вы попробуете.
Воспитатель: Незнайка, ты давно живёшь в сказке, и не знал, что в нашем современном мире существуют: купюры, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы тебе обо всем рассказали. А теперь давай вместе с нашими детьми создадим свою именную банковскую карту.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей
(Дети и Незнайка проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.)
Незнайка: Спасибо, вам, ребята. Теперь я знаю, что такое банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта! До свидания
Дети: До свидания, Незнайка!
Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку с письмом от Незнайки.
Подарок от Незнайки «Волшебная коробка» (игры по финансовой грамотности)
Воспитатель: читаю письмо
Спасибо вам, ребята, что научили меня финансовой грамоте. Я в своей школе по финансовой грамотности научился играть в новые экономические игры. От меня и моих друзей Цветочного города примите подарок «игры по финансовой грамотности».
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: Незнайке.
Воспитатель: Чему, мы научили Незнайку?
Дети: Мы учили Незнайку финансовой грамотности. (развёрнутые ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы!
Пол часа мы занимались
И немного баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!