СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе логопедической группе «Космическое путешествие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Посредством исследовательской деятельности у детей логопедической группы развитие познавательного интереса становится более развитым, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе логопедической группе «Космическое путешествие»»

«Развитие познавательного процесса у детей логопедической группы посредством исследования окружающего мира»

Воспитатель I квалификационной категории

МДОУ № 6 «Флоричика», город Днестровск

Черепита Мария Викторовна

П ознавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь.

Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Посредством исследовательской деятельности у детей логопедической группы развитие познавательного интереса становится более развитым, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной к школе логопедической группе «Космическое путешествие»

Цель – закрепление знаний детей о том, что мы живем на планете Земля и о способах её охраны, о космосе, о других планетах, звезды, космические тела.

Задачи:

- расширить и обобщить знания детей о космосе, систематизировать представления о планетах, созвездиях, ракетах, космическом пространстве, расширить знания детей о планете Земля, о ее охране,систематизировать знания детей в исследовательской деятельности о способах фильтрации воды, уборке мусора, очищения воздуха

- активизировать и пополнять словарь по теме, вызывать интерес к исследовательской деятельности

- способствовать развитию наблюдательности, фантазии, творческого воображения, мелкой моторики.

- создать условия для воспитания доброжелательности по отношению друг к другу, самостоятельности, инициативности, желания выполнять совместные задания, интереса к разнообразию природного мира

Предварительная работа.  Беседы «Космос - пространство из загадок», «Солнце – источник тепла и света», «Планета Земля – наш общий дом»; чтение: Н. Кургузов «В солнечном царстве, в космическом государстве», «Кто на нас с небес смотри»; Заучивание стихов о Космосе. Опыты с водой. Игры в пазлы.

ХОД НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Обратите внимание, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. А что бы поздороваться с нашим гостями, мы с вами встанем все вместе в круг поздороваемся и эмоционально настроимся на наше занятие.

Приветствие «Здравствуй»

Мы идем с тобой по кругу,
  Улыбаемся друг другу. 
  Повстречаться мы спешим, 
  Поздороваться хотим.
  Снова встретились с тобой,
  Топнем весело ногой,
  Покачаем головой, 
  Улыбнемся мы с тобой. 
  Скажем: «здравствуй» мы друг другу

Скажем «Здравствуйте» гостям

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А вот куда, вы узнаете, отгадав мои загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Белые цветочки вечером расцветают.

А утром увядают (Звезды)

Над домами у дорожки висит кусок лепешки? (Луна)

Воспитатель: Звезды, Солнце, Луна – это всё космические тела. А где находятся космические тела?

Дети: в космосе.

Воспитатель: значит, путешествие у нас будет космическое.

(На экране проектора представляются слайды с изображением космических тел)

(тревожный звук)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран нам пришло письмо (Слайд 1)

голос Земли

Я планета  Земля, сейчас я больна.

И в этом, поверьте, лишь ваша вина.

Я людям не верю и им в назиданье

Придумаю страшное наказание.

Воспитатель: Ребята, давайте же с вами разберемся, почему Земля на нас гневается?

Воспитатель: Глядя на экран, можно сказать, почему Земля на нас в обиде?

(Ответы детей) (Слайд 2, 3)

Воспитатель: Правильно, ребята, загрязняют воздух: выхлопные газы от машин и заводов, от пожаров загрязняется воздух, и конечно от сигарет.

Воспитатель: Сейчас мы вместе с вами полетим в космос, чтобы посмотреть на землю с космоса

Воспитатель: Прошу космонавтов занять свои рабочие места и чтобы наши руки хорошо справлялись с управлением ракет, необходима разминка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки

вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну. 

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: космонавты, ракета на старт! Обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.. Пуск! (Видео Прилет)

(На экране проектора космическое пространство)

Воспитатель сопровождает показ рассказом: мы очутились в бесконечном, безвоздушном, темном пространстве. Давайте рассмотрим, что здесь есть.

Воспитатель: Весь необъятный мир, который находится за пределами земли, называют космосом, или Вселенной. Вы с родителями наблюдали за небом в вечернее время. Как вы представляете себе размеры Вселенной? Что вы там видели? Что вы почувствовали в это время? Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и созвездий, планет, комет, других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Воспитатель: обратите внимание, некоторые звезды объединяются в общий рисунок, это созвездия

(На экране слайд, с изображением вида из космоса на Луну)

Воспитатель: Я предлагаю вам остановится на Луне, чтобы более тщательно изучить, где же расположена наша планета Земля в Солнечной системе

Воспитатель: Посмотрите ребята, что вы видите ?

Дети: Модель Солнечной системы

Воспитатель: Что вы видите на модели? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, мы вместе с вами вспомним стихотворение про наши планеты

Дети:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю, нарисовать нашу Солнечную систему на интерактивном песочном столике

(дети рисуют и делают выводы )

Воспитатель: Как же красиво у вас получилось, а чтобы закрепить эти знания , я Вам предлагаю поиграть

Пазлы «Планеты»

(дети на ковре собирают пазлы)

Воспитатель: Молодцы ребята вы и с этим справились

(На экране слайд, с изображением вида из космоса на планету Земля) (Слайд 4)

В оспитатель: А вы, знаете, ребята, что солнце светит весь день и  освещает и обогревает землю, а  вечером, описав на небосводе дугу, спускается всё ниже и ниже и, затем скрывается из виду? Небо становится всё темнее и темнее, появляются звёзды,  и  наступает ночь. Откуда приходит солнце?  Куда оно прячется? Где ночует солнце? Как вы думаете? Я помогу вам в этом разобраться!

Обогащающий опыт: Никуда солнышко не ходит. В том, что утро сменяется днём, а день вечером и ночью повинна сама Земля. Дело в том, что наша Земля безостановочно вращается вокруг себя и подставляет солнечным лучам то один свой бок, то другой. На той стороне Земли, которую освещает солнце - день, на противоположной стороне – ночь. Повернётся Земля другим боком и на ночную сторону приходит день, а на дневную - ночь. Чтобы вы лучше поняли это, проведём опыт (земля с освещёнием).

-Вот наша Земля сделала один полный поворот и снова наступила ночь. Наша планета Земля делает полный круг вокруг себя за 24 часа. На часах это два круга, посмотрите внимательно на часы. Вот 0 часов или полночь, солнце далеко от нас, у нас ночь – темно. Стрелки на часах прошли полный круг – это 12 часов дня, полдень. Мы в это время обедаем и отдыхаем в детском саду. А Земля за это время прошла только половину своего круга. Солнце сейчас прямо под нами, светит нам и греет нас. Теперь Земля пройдёт вторую половину круга, солнце снова станет далеко. А стрелки часов за это время пройдут ещё один круг и сутки закончатся.

-Значит, что такое сутки?

-Это утро, день, вечер и ночь.

-Прекрасно, что вы это поняли!

-Это 2 круга на часах, это один круг проделанный Землёй. Если вы были внимательны, то заметили, что сутки начинаются ночью, в 0 часов.

-Какие вы наблюдательные! Молодцы!

- Между частями суток нет перерывов, потому что Земля вращается без остановок. Так проходят недели, месяцы, годы. (Слайд 5)

-Мы познакомились с 4 частями суток, а почему же тогда говорят: «День да ночь – сутки прочь?» (дети высказывают предположение).

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю немного отдохнуть. Выходите в центр зала и сделаем с вами Физминутку «Космос»


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

Воспитатель: вот эту планету знает каждый землянин, потому что она – его дом! Так выглядит наша Земля из Космоса. Какая она? .   А какую форму она имеет? Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли? Правильно, глобус. Посмотрите,  какой он разноцветный,  что обозначает каждый цвет:

 - Что изображено на глобусе коричневым цветом? (горы, возвышенности).

 - Что изображено зеленым цветом? (равнины, леса).

 - Что изображено желтым цветом? (пустыни).

 - Что изображено белым цветом? (снежные пустыни).

 - Что изображено синим цветом? (моря, океаны, реки озёра)

Воспитатель: Послушайте мою загадку:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без... (воды)

Воспитатель:

- Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным).

- Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, морская, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная).

- Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане,  и т. д.).

Эксперимент: (Опыт с водой)

Воспитатель: Ребята, давайте поделимся на три команды. А теперь я вас приглашаю в лабораторию. Ребята, проходите к рабочим местам. А теперь представьте себя, что вы настоящие лаборанты. Одевайте свои халаты и проходите на свои рабочие места

Посмотрите на свои рабочие столы. Все что вы там видите понадобиться в работе.

Воспитатель: Первая команда, через что вы будете очищать воду? (через сито, вторая – ткань, третья – ватный диск. Ребята, вспомните, воду переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный. Ребята, все готовы? Приступаем к работе.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим сито. Какое оно стало?

Дети: Оно грязное, на нем остались большие кусочки грязи.

Воспитатель: А вода стала чистой?

Дети: Нет.

Дети: Значит сетка пропускает мусор и грязь.

Воспитатель: Правильно, сито пропускает мусор и грязь.

Воспитатель: У второй команды что получилось? Расскажите.

Дети: Вода стала грязная, на фильтре остались кусочки грязи.

Воспитатель: Почему они стали грязными?

Дети: Потому что ткань пропускает мусор и грязь.

Воспитатель: Правильно, здесь и песчинки и соринки. Значит этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. Что получилось у третьей команды?

Дети: Вода стала чище.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода стала чище?

Дети: Потому что, ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.

Воспитатель: Сегодня в нашей лаборатории мы учились фильтровать воду и узнали какие фильтры лучше. Скажите, через какой фильтр нужно фильтровать воду?

Дети: Через ватные диски, потому что они плотные и хорошо очищают воду.

Воспитатель: Вот и на Земле соленой – морской воды больше, а пресной воды становится все меньше и меньше. Почему это происходит?

Дети: Отходы предприятий, ядовитые вещества, мусор сбрасываются в реки (Слайд 6)

Воспитатель: Посмотрите ребята на слайд. Скажите пожалуйста кроме воды, что еще загрязняют предприятия?

Дети: Воздух

Воспитатель: Правильно ребята, давайте вместе с Вами проведем эксперимент. Закроем пальчиком наш нос и одновременно рот. Какой вывод мы можем сделать.

Дети: Нам нечем дышать

Воспитатель: Правильно ребята нам нечем дышать, так и нашей планете при загрязненном воздухе нечем дышать.

Воспитатель: Сейчас мы вместе с вами проведем дыхательную гимнастику

«Какое море большое».

(И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься на стопу «Ах!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз)

Воспитатель: Посмотрите на следующий слайд, что вы видите. (Ответы детей) (Слайд 7,8)

Воспитатель: Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро, если ничего не придумать,   человечеству придется спасать себя от мусора. Ребята! Поговорим с вами о том, какую вторую жизнь можно дать мусору? Что же можно придумать? Может мусор можно как-то использовать? (Дети высказывают свои предложения)

- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделяет вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле).

- Мусор можно перерабатывать, и уже везде строят мусороперерабатывающие заводы, но чтобы вести мусор на этот завод его надо рассортировать:

Бумага, картон - макулатура,

Банки, бутылки - стекло,

Пластиковые бутылки, пакеты - пластик,

Консервные баночки, жесть - металлолом,

Шкурка от банана, картофеля - пищевые отходы (Слайд 9)

Воспитатель: А мы с вами сейчас поиграем в игру «Рассортируем мусор»

Проводится игра «Рассортируем мусор» (Слайд 10)

(Дети складывают в отдельные контейнеры картинки с изображением мусора)

Воспитатель: Планета наша в опасности, но мы теперь знаем, как можно ей помочь, что люди должны сделать, чтобы Земля выздоровела

(Дети по очереди высказываются)

Воспитатель: Все вы правильно говорите ребята. Скажите пожалуйста а чтобы наш воздух стал еще чище, что мы можем предпринять. (Ответы детей)

Воспитатель: Мы сегодня с вами совершим один шаг к выздоровлению нашей планеты. Посадим с вами дерево на нашем участке. Обратите внимание какое оно. Из чего состоит. Какие этапы мы с вами должны совершить. (Ответы детей)

(Слайд 11)

Голос земли

Спасибо ребята, за добрые дела

Вижу, что теперь я в надёжных руках

Вы будете меня охранять ,

А  я буду выздоравливать.

Воспитатель: Вы многое узнали о природе и способах её охраны. Этим занимается целая наука – ЭКОЛОГИЯ. А люди которые занимаются этой наукой называются – ЭКОЛОГИЯ. Так как Вы помогаете нашей планете стать чище, бережете ее, то Вас можно назвать юными экологами. (Слайд 12)

А нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места. Ракета на старт! Три, два, один! Пуск!

(На экране проектора космическое пространство и планеты земля) (видео «Возвращение»)

Итог занятия

Воспитатель: ребята, сколько новых впечатлений мы сегодня получили, сколько узнали! Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). Что вы нового сегодня узнали? Что больше всего запомнилось?

Воспитатель: Ну вот и наш детский сад. Становитесь все в круг. Сегодня я всем говорю «Спасибо» за интересное путешествие, мне было с вами очень приятно общаться.

А напоследок давайте подарим друг другу улыбки.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу на прощание

Мы подарим пожелания

Дети: желаем крепкого здоровья, бодрости и хорошего настроения

Вывод: познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря ему человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития, посредством исследовательской деятельности не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.


Список использованной литературы:

 

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2007.

  3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004.

  4. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.

  5. Морозова, Н.Г. Педагогу о познавательном интересе/ Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-2009.

  6. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.