МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 31»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Как появилась электрическая лампочка» (старший дошкольный возраст).
воспитатель
г. Михайловск
24.03.2025
Цель: Как появилась электрическая лампочка.
Задачи:
обучающие - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
развивающие - развивать интерес к прошлому этого предмета, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию;
воспитывающие - воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
Материал: Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светильники (или картинки с их изображением).
Ход непосредственной образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Ритуал приветствия: Все скорее в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Ребята, у меня к вам вопрос. Что вы делаете, войдя в темную комнату? (Ответы детей). Ну, конечно же, включаете свет! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем – и в комнате становится светло. Интересно, а как раньше человек освещал свое жилище? (ответы детей, подвести к костру) Попробуем узнать, как человек раньше освещал свое жилище, для этого соберем Совет Знаек вокруг этого стола (детям одеть медальки, на столе лучина, свеча, керосиновая лампа, лампочка накаливания, энергосберегающая лампочка, настольная лампа для вкручивания ламп. Все предметы накрыты, можно выставлять поочередно по мере необходимости)
II Основная часть
Воспитатель: и так вы сказали, что свое первое жилище, пещеру, человек освещал при помощи костра. А где древний человек взял огонь? Показ слайда «Древний человек у костра»
Предполагают, что первым источником огня древнего человека стала молния, ударившая в дерево и воспламенившая его. Любопытный человек приблизился ближе и почувствовал тепло, а еще вокруг стало светлее. Он поднял горящую ветку и принес в свою пещеру. Человек стал хранить его и постепенно научился добывать его сам.
- А знаете ли вы как на Руси освещали избу?
На Руси придумали использовать в качестве источника света зажжённую щепу, называемую лучиной. Ее закрепляли под углом на подставке с металлическим наконечником. Она называлась светец и поджигали нижний конец. Под огонь ставили металлический лист или сосуд с водой. Зачем ставили эти предметы? Ответы детей.
Чтобы уберечь дом от пожара.
Показ слайда «Светец в русской избе»
- Со временем люди находили все новые вещества, которые поддерживали горение. В ход пошли масла и смолы. Поэтому появились масляные горелки и факелы. Стало намного проще освещать большие пространства. Лампы горели долго и давали равномерное освещение, хотя оно и не было ярким. Через время такие горелки люди стали применять для освещения улиц.
Показ слайда «Масляная горелка, факел»
- Через много лет появились жировые свечи. В растопленный жир опускали палочку и давали ей затвердеть. О том, что жир горит, человек знал давно.
- Человек использовал и восковые свечи. Как вы полагаете, где люди брали воск?
- Свечи горели довольно долго. Внутри свечи был фитиль, который сделан из ниток. (можно предложить слепить свечу из воскового пластилина)
- Как вы полагаете, удобна ли свеча и почему?
Ответы детей.
Показ слайда «Восковая свеча»
- Люди добывают такие полезные ископаемые, как нефть, газ, уголь и находить им применение. Через много лет была изобретена керосиновая лампа, в которой можно пламя делать больше или уменьшать его. За стеклянной колбой становится более безопасным.
- Удобна ли керосиновая лампа
Ответы детей.
Воспитатель приглашает детей подойти в центр группы.
Физминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка пред собой.
Две руки за спину спрячем.
И на двух ногах поскачем.
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
- Первый газовый рожок появился в Англии, в Лондоне. А вот в Россию такое газовое освещение пришло намного позже. Газовое освещение стало большим событием. Первые горелки были не совсем совершенны и становились причиной пожара, но со временем они совершенствовались и продолжали служить человеку очень долго, даже после появления электрического света.
Показ слайда «Газовый рожок»
- Человек узнает об электричестве. Спор о том, кто изобрел лампу накаливания ведется давно. В ее создании приняли участие многие ученые. Они много раз пытались изобрести долговечный и безопасный источник света. Известны имена двоих изобретателей, подаривших миру световые приборы. Это Томас Эдисон и Александр Лодыгин. Эта лампочка и сейчас освещает квартиры, офисы, улицы и магазины.
- Какие приборы для освещения помещения вы знаете? (настольная лампа, люстра, торшер, фонарик, бра)
Ответы детей
- Предлагаю вам немного поиграть и найти лишний предмет.
1. Костер, лучина, свеча, торшер.
2. Настольная лампа, бра, люстра, факел.
3. Газовый рожок, керосиновая лампа, масляная горелка, люстра.
Дошкольники находят лишний предмет из предложенных картинок.
- А недавно люди придумали энергосберегающую лампочку. Она горит дольше обычной и экономит электроэнергию.
- Чем удобна лампочка? Чем она лучше керосиновой лампы, свечи, факела?
Ответы детей.
- Давайте еще немного поиграем.
Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составление цепочки из картинок. Дошкольники выполняют задание и выкладывают цепочку из картинок «История появления лампочки»
III Рефлексия
- Ребята, как вы думаете, зачем человек столько лет создавал новые предметы для освещения помещения?
Ответы детей
- Как человек должен был обращаться с огнем, чтобы не случился пожар?
Ответы детей
- Какие из осветительных приборов можно назвать безопасными? Почему вы так думаете?