Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Дружные ребята» города Бахчисарай Республики Крым
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с использованием малых форм фольклора в работе
с детьми среднего дошкольного возраста
на тему: «Путешествие в сказку».

Воспитатель: Макеева О.А.
2019 г.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура.
Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».
Задачи:
Образовательная:
учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки;
расширять знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды;
уточнять представления детей о загадках;
учить отгадывать описательные загадки;
способствовать развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук, развивать речь детей;
учить различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; активизировать в речи детей прилагательные.
оценивать поступки героев сказки. Объяснить смысл народной мудрости «Мал, да удал», «Мал золотник, да дорог».
Развивающая:
Воспитательная:
воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, любоваться красотой расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, петуха, мнемотаблицы описания животных, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, шапочка-«кот», аудиозапись русской народной мелодии.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Воспитатель. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
А хотите отправиться в сказочное путешествие?
Воспитатель (Играет тихая русская народная музыка. Воспитатель накидывает платок на плечи, дети крутятся вокруг себя три раза).
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
— Ребята, посмотрите внимательно, что интересное и необычное вы видите в нашей группе?
(Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, кто-то забыл волшебный сундучок. Как он мог здесь появиться?
Воспитатель. Как вы думаете, он пустой или нет? Как нам это узнать?
Дети вместе с воспитателем заглядывают в сундучок.
Дети. Петушок.(игрушка)
Воспитатель. Правильно, ребята, это петушок. Откуда он мог здесь появиться?
(Ответы детей)
Воспитатель. Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?
(Дети перечисляют, в каких сказках встречается герой Петушок.)
Воспитатель. Правильно вы назвали сказки. Ребята, петушок хочет с нами поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся,
Прямо к солнцу повернулся.
Кукарекнул раз, два, три!
Ты сегодня не проспи.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Как чудесно мы играли,
И в игре тренировали,
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и кулачки немножко.
Ребята, петушок принес нам загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети: (Лиса)
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Дети. (Описание лисы по картинке с использованием мненокарточки)
Воспитатель. Вот следующая загадка от петушка.
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это —
Дети.
Воспитатель. Чем вам нравится кот? Он какой?
Дети.(Описание кота по картинке с использованием мнемокарточки)
Воспитатель. Какие клички бывают у кота?
Дети.(Ответы детей).
Воспитатель. Для чего коту усы?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, усы коту помогают ощущать запахи — нюхать.
Для чего коту усы?
Ну конечно, для красы!
Для чего котишке уши?
Шевелить ими и слушать.
Для чего котенку нос?
Нюхать, где же пес Барбос.
Для чего глаза коту?
Видеть днем и в темноту.
Голова коту для чего?
Думать обо всем и про все.
Вот так голова у кота:
Поважнее ног и хвоста!
(Т. Хитрова)
Воспитатель. Хотите поиграть с котом?
Проводится русская народная игра «Кот и мыши».
(Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота»).
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
Но с котами не дружили.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Нас попробуй, догони!
Воспитатель. Конечно, весело играть.
Пора загадку отгадать!
Сама точеная,
А ручка золоченая.
Дети. (Ответы детей).
Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
Ложки деревянные по количеству детей.
Воспитатель. Посмотрите, какие ложки?
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором.
Воспитатель. Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Воспитатель. Все ложки одинаковые или нет? Чем отличаются?
Дети.(Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Дети.
Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.
Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки? Воспитатель. Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
Воспитатель. Слушайте сказку внимательно, да запоминайте.
Рассказ русской народной сказки «Жихарка» с показам слайд-шоу.
Воспитатель. О чем эта сказка? Давайте попробуем описать героев сказки «Жихарка», какими они были.
Дети. (Ответы детей).
Психогимнастические упражнения.
Цель: учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.
Воспитатель. Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
Воспитатель. Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
Дети.(Имитация движений героев).
Воспитатель. Какое у них было настроение?
Дети.(Ответы детей)
Воспитатель. В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает Зло!
Воспитатель (Воспитатель снимает платок, дети закрывают глаза, включается тихая русская народная мелодия).
Ну, а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Будет в гости завтра ждать.