СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД «Магнит - волшебник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Магнит - волшебник»»

Конспект НОД «Магнит - волшебник»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)


Цель: формирование познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.


Задачи:

1. Формировать знания детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.

2. Развивать мыслительные операции, любознательность, познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

4. Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности, навыки сотрудничества, взаимопомощи.



Оборудование:

Набор магнитов разной величины и силы, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки, монетки и т. д.), предметы пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые, контейнеры с водой, стеклянные стаканы, скрепки, картонная трасса, бумажные машинки, тарелочки с манкой, сандалии, мольберт, карточки с изображением органов чувств.



Предварительная работа:

Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий. Игры с магнитной доской,  магнитной азбукой, магнитными  шашками, беседы с детьми о том, где применяется магнит. Чтение глав из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», просмотр мультипликационного фильма « В гостях у гномов» (Киностудия «Союз мультфильм», 1975, режиссер В. Дегтярев, В. Данилевич); использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет».



Словарная работа: 

Закрепление слов магнит, «примагничивает», магнетизм, магнитное поле, железные, деревянные, стеклянные, резиновые.


Ход образовательной ситуации:

Организационный момент.

Ребята заходят в группу.

- Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и, конечно же, очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам «Доброе утро!»

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

- Доброе утро!

- Доброе утро, солнцу и птицам!

- Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку.


1. Введение в ситуацию.

- Ребята, подойдите ко мне, присаживайтесь.

Я расскажу вам одну старинную легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, вы догадались, какая это была гора? (Магнитная, из магнита)

– Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (Он снял доспехи, сделанные из железа).

От имени этого рыцаря и появилось название «магнит».

- Смотрите, вот этот камень! Вы хотите узнать, в чем почему волшебство камня? Что для этого нам надо сделать? (рассмотреть, исследовать)

- Я уверена, что у нас с вами всё получится! А для этого я предлагаю вам стать маленькими исследователями.

- А кто такие исследователи?

- Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать, и изучать свойства магнитов.

Сейчас я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы (приглашаю сесть за столы).


2. Актуализация.

Дети подходят к мольберту, на котором расположены карточки с изображением органов чувств.

- Мы с вами исследователи! И, как настоящие сотрудники, мы будем вместе трудиться. Что значит трудиться вместе?!

- Что нам сегодня предстоит сделать вместе?

- Перед вами карточки с изображением органов чувств! (Карточки стоят внизу мольберта).

- Посмотрите на них и скажите, как органы чувств помогают нам при исследовании предметов. Зрение поможет нам при исследовании камня? (Ставлю карточку с изображением глаза наверх мольберта).

- Орган вкуса – язык - нам нужен при исследовании магнита? (Переворачиваю карточку с изображением языка, и оставляю внизу мольберта).

- Рука поможет нам при изучении камня? (Ставлю карточку с изображением руки наверх мольберта).

- Орган обоняния - нос поможет нам при исследовании камня? (Переворачиваю карточку с изображением носа, и оставляю внизу мольберта).

- Орган слуха - ухо нам необходимо при изучении камня? (Переворачиваю карточку с изображением уха и оставляю внизу мольберта).

Сверху мольберта остаются две карточки с изображением глаза и руки, внизу мольберта три перевёрнутые карточки, с изображением языка, носа, уха.

- Молодцы, ребята! Вы знаете, как исследуют предметы! Вы смогли выделить те органы чувств, которые нам нужны при исследовании камня.

- Ребята, для дальнейшей работы по исследованию камня найдите себе помощника в работе. (Дети образуют пары).

- Пройдёмте в нашу исследовательскую лабораторию, выберете себе место у рабочего стола.


3. Затруднение в ситуации.

- Ребята, у вас на столе лежит магнит. Потрогайте его и скажите, какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).

- Вспомните легенду! Что там было волшебного? Давайте попробуем, может и наша варежка «приклеится» к этому камню!

(Дети подходят к ковру, магнит выкладывается на середину, он лежит на тканевой салфетке, по очереди приставляют свои варежки к волшебному камню, но она «не приклеивается»).

- Я тоже попробую, вдруг моя рукавица приклеится! (Ставлю на камень, но она «не приклеивается»).

- Смогли ли наши рукавицы приклеиться к камню? Почему не смогли?

- Я вижу у вас затруднение?

- Что нам нужно узнать? Что же нам надо для этого сделать?

(Спросить у взрослого, у воспитателя, у того, кто знает), (Можно самим исследовать этот камень).


4. «Открытие» нового знания.

- Хотите сами исследовать этот волшебный камень? (Да)

Игра «Волшебная рукавица»

Ребята, я вам приготовила сюрприз (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).

У меня есть рукавица,

С ней я просто мастерица.

Повнимательней смотрите,

За рукой моей следите

(Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).

С помощью моей «волшебной рукавицы» я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).

Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)

А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.

- Ребята, давайте попробуем разобраться. Почему же рукавица притягивает к себе предметы? Что в ней такого особенного? (Предлагаю детям рассмотреть ее). (Внутри у нее есть магнит)

- Какой же вы можете сделать вывод? в чем же волшебство камня - магнита? (ответы детей).

- Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи!

- Продолжим исследования свойств магнита в нашей лаборатории.


5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.

Опыт №1 . «Все ли предметы притягивают магниты?»

- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа,

то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

- Посмотрите внимательно на разносе, подумайте и решите, какие предметы притянет магнит, а какие нет.

- У кого есть предположения? Кто как думает?

- Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим! Для этого поочерёдно подносите магнит ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложите в тарелку с правой стороны, а те, которые не притягиваются, — в тарелку слева. (Работа в парах. В ходе эксперимента дети определяют, что магнит притягивает только железные предметы: скрепку, монету, гвоздик, ключик). (Дети проверяют свои предположения и раскладывают предметы в тарелки).

- Все справились? (Да.)

- Каждая пара назовёт один предмет, который не притянулся к магниту. Почему?

- Какой ещё предмет не примагнитился? Назовите предметы, которые притянулись к магниту?

- Как вы думаете, почему они примагнитились?

- Какой вывод мы можем с вами сделать?

- Итак, сделаем вывод: магниты — обладают свойством … (Притягивать металлические предметы.)

- Вы смогли доказать ваши предположения! Молодцы!


Физминутка:

Много неизведанного на пути. (Дети ходят по кругу)

Прежде, чем исследовать – погляди. (Останавливаются, смотрят в даль,

поднеся руку ко лбу)

С камушка на камушек мчимся вскачь. (Дети перепрыгивают с ноги на ногу)

Прыгаем повыше мы, словно мяч. (Прыжки на месте)

Пропасти и рытвины на пути своём (Дети, взявшись за руки, выполняют

выпады в середину круга)

мы преодолеем, через них пройдём.

Нет ли тут опасности впереди? (Останавливаются, смотрят, то в

одну, то в другую сторону,

поднеся руку ко лбу)

Нам проверить надо бы на пути.

Дружно по Земле своей мы идём, (Идут по кругу, взявшись за руки)

Может, что-то новое тут найдём?


Игра-опыт №2 «Автодром» (для мальчиков), «Бабочка» (для девочек).

- Ребята, как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы через картон?

Хотите проверить? Я приготовила для мальчиков «автодром», а для девочек «полянку». С помощью магнитов вы можете передвигать машинки по дорожкам автодрома, а по полянке бабочек.

(Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, а бабочки - по полянке повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом).

- Получается? Молодцы!

- Напомните мне, что мы с вами проверяли? (Мы проверяли, действует ли магнит через картон.)

- Так какой же вы можете сделать вывод? (Магнит притягивать предметы через картон.)

- Как видите: Сила магнита действует даже через картон!


Опыт - игра № 3 «В поисках сокровищ».

- Ребята! Как вы думаете, магнит может притянуть предмет, который находится от него на расстоянии?

- Как вы можете проверить? Приглашаю вас провести ещё одно исследование, самое трудное. Готовы? Здесь зарыты сокровища. Давайте попробуем их найти.

(Магнитом водим над поверхностью «песка». Дети с помощью магнита достают по 5 монеток. Результат опыта. Монетки, засыпанные манкой, притягиваются к магнитам детей. Таким образом, их можно легко достать. Сила магнита, проходя через слой вещества – манку, притягивает металлические монетки).

- Всем удалось достать монеты из песка?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Магнит может действовать на расстоянии?

- Молодцы исследователи! Вы доказали, что сила магнита действует на расстоянии.


Опыт – игра 4: «Действия магнита через воду» (Опыт со скрепкой)

- А сейчас я вас приглашаю снова в нашу лабораторию.

- Нам предстоит выполнить необычное задание: на столе стоит стакан с водой и на дне скрепка.

-Можно ли достать скрепку не выливая воду и не замочив рук.

- Хотите попробовать?

(В стакан с водой опущена скрепка. Дети предполагают, что это можно сделать с помощью магнита. К поверхности воды дети подносят магнит, скрепка поднимается со дна стакана и соединяется с магнитом. Дети делают вывод, что магнит притягивает железные предметы через воду).

- Какой вывод можно сделать? (Магнитная сила действует сквозь воду и стекло)


6. Осмысление.

Ребята встают полукругом.

- Кем вы были сегодня?

- Что вы сегодня исследовали?

- Почему вы решили его исследовать? В чём волшебность магнита?

- Какие вы сделали открытия?

- Почему вам это удалось?

- Вам удалось, потому что вы узнали, что...

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.


- Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т.д.)

- Молодцы, ребята! Вы сегодня были настоящими исследователями – научными сотрудниками, и вместе сделали новые открытия, потому что работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.

- Чтобы наше занятие у вас запомнилось, я хочу подарить вам маленькие детские магнитики, с которыми вы тоже сможете поиграть дома или просто прикрепить его на холодильник. Если вы захотите провести опыты самостоятельно – вы всегда можете использовать нашу лабораторию, где вы всегда найдёте разные магниты. (Дарю всем детям магнитики).