Конспект НОД «Магнит - волшебник»
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель: формирование познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
1. Формировать знания детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
2. Развивать мыслительные операции, любознательность, познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности, навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование:
Набор магнитов разной величины и силы, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки, монетки и т. д.), предметы пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые, контейнеры с водой, стеклянные стаканы, скрепки, картонная трасса, бумажные машинки, тарелочки с манкой, сандалии, мольберт, карточки с изображением органов чувств.
Предварительная работа:
Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий. Игры с магнитной доской, магнитной азбукой, магнитными шашками, беседы с детьми о том, где применяется магнит. Чтение глав из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», просмотр мультипликационного фильма « В гостях у гномов» (Киностудия «Союз мультфильм», 1975, режиссер В. Дегтярев, В. Данилевич); использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет».
Словарная работа:
Закрепление слов магнит, «примагничивает», магнетизм, магнитное поле, железные, деревянные, стеклянные, резиновые.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент.
Ребята заходят в группу.
- Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и, конечно же, очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам «Доброе утро!»
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку.
1. Введение в ситуацию.
- Ребята, подойдите ко мне, присаживайтесь.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, какая это была гора? (Магнитная, из магнита)
– Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (Он снял доспехи, сделанные из железа).
От имени этого рыцаря и появилось название «магнит».
- Смотрите, вот этот камень! Вы хотите узнать, в чем почему волшебство камня? Что для этого нам надо сделать? (рассмотреть, исследовать)
- Я уверена, что у нас с вами всё получится! А для этого я предлагаю вам стать маленькими исследователями.
- А кто такие исследователи?
- Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать, и изучать свойства магнитов.
Сейчас я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы (приглашаю сесть за столы).
2. Актуализация.
Дети подходят к мольберту, на котором расположены карточки с изображением органов чувств.
- Мы с вами исследователи! И, как настоящие сотрудники, мы будем вместе трудиться. Что значит трудиться вместе?!
- Что нам сегодня предстоит сделать вместе?
- Перед вами карточки с изображением органов чувств! (Карточки стоят внизу мольберта).
- Посмотрите на них и скажите, как органы чувств помогают нам при исследовании предметов. Зрение поможет нам при исследовании камня? (Ставлю карточку с изображением глаза наверх мольберта).
- Орган вкуса – язык - нам нужен при исследовании магнита? (Переворачиваю карточку с изображением языка, и оставляю внизу мольберта).
- Рука поможет нам при изучении камня? (Ставлю карточку с изображением руки наверх мольберта).
- Орган обоняния - нос поможет нам при исследовании камня? (Переворачиваю карточку с изображением носа, и оставляю внизу мольберта).
- Орган слуха - ухо нам необходимо при изучении камня? (Переворачиваю карточку с изображением уха и оставляю внизу мольберта).
Сверху мольберта остаются две карточки с изображением глаза и руки, внизу мольберта три перевёрнутые карточки, с изображением языка, носа, уха.
- Молодцы, ребята! Вы знаете, как исследуют предметы! Вы смогли выделить те органы чувств, которые нам нужны при исследовании камня.
- Ребята, для дальнейшей работы по исследованию камня найдите себе помощника в работе. (Дети образуют пары).
- Пройдёмте в нашу исследовательскую лабораторию, выберете себе место у рабочего стола.
3. Затруднение в ситуации.
- Ребята, у вас на столе лежит магнит. Потрогайте его и скажите, какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
- Вспомните легенду! Что там было волшебного? Давайте попробуем, может и наша варежка «приклеится» к этому камню!
(Дети подходят к ковру, магнит выкладывается на середину, он лежит на тканевой салфетке, по очереди приставляют свои варежки к волшебному камню, но она «не приклеивается»).
- Я тоже попробую, вдруг моя рукавица приклеится! (Ставлю на камень, но она «не приклеивается»).
- Смогли ли наши рукавицы приклеиться к камню? Почему не смогли?
- Я вижу у вас затруднение?
- Что нам нужно узнать? Что же нам надо для этого сделать?
(Спросить у взрослого, у воспитателя, у того, кто знает), (Можно самим исследовать этот камень).
4. «Открытие» нового знания.
- Хотите сами исследовать этот волшебный камень? (Да)
Игра «Волшебная рукавица»
Ребята, я вам приготовила сюрприз (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите
(Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).
С помощью моей «волшебной рукавицы» я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).
Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.
- Ребята, давайте попробуем разобраться. Почему же рукавица притягивает к себе предметы? Что в ней такого особенного? (Предлагаю детям рассмотреть ее). (Внутри у нее есть магнит)
- Какой же вы можете сделать вывод? в чем же волшебство камня - магнита? (ответы детей).
- Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи!
- Продолжим исследования свойств магнита в нашей лаборатории.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Опыт №1 . «Все ли предметы притягивают магниты?»
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа,
то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
- Посмотрите внимательно на разносе, подумайте и решите, какие предметы притянет магнит, а какие нет.
- У кого есть предположения? Кто как думает?
- Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим! Для этого поочерёдно подносите магнит ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложите в тарелку с правой стороны, а те, которые не притягиваются, — в тарелку слева. (Работа в парах. В ходе эксперимента дети определяют, что магнит притягивает только железные предметы: скрепку, монету, гвоздик, ключик). (Дети проверяют свои предположения и раскладывают предметы в тарелки).
- Все справились? (Да.)
- Каждая пара назовёт один предмет, который не притянулся к магниту. Почему?
- Какой ещё предмет не примагнитился? Назовите предметы, которые притянулись к магниту?
- Как вы думаете, почему они примагнитились?
- Какой вывод мы можем с вами сделать?
- Итак, сделаем вывод: магниты — обладают свойством … (Притягивать металлические предметы.)
- Вы смогли доказать ваши предположения! Молодцы!
Физминутка:
Много неизведанного на пути. (Дети ходят по кругу)
Прежде, чем исследовать – погляди. (Останавливаются, смотрят в даль,
поднеся руку ко лбу)
С камушка на камушек мчимся вскачь. (Дети перепрыгивают с ноги на ногу)
Прыгаем повыше мы, словно мяч. (Прыжки на месте)
Пропасти и рытвины на пути своём (Дети, взявшись за руки, выполняют
выпады в середину круга)
мы преодолеем, через них пройдём.
Нет ли тут опасности впереди? (Останавливаются, смотрят, то в
одну, то в другую сторону,
поднеся руку ко лбу)
Нам проверить надо бы на пути.
Дружно по Земле своей мы идём, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Может, что-то новое тут найдём?
Игра-опыт №2 «Автодром» (для мальчиков), «Бабочка» (для девочек).
- Ребята, как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы через картон?
Хотите проверить? Я приготовила для мальчиков «автодром», а для девочек «полянку». С помощью магнитов вы можете передвигать машинки по дорожкам автодрома, а по полянке бабочек.
(Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, а бабочки - по полянке повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом).
- Получается? Молодцы!
- Напомните мне, что мы с вами проверяли? (Мы проверяли, действует ли магнит через картон.)
- Так какой же вы можете сделать вывод? (Магнит притягивать предметы через картон.)
- Как видите: Сила магнита действует даже через картон!
Опыт - игра № 3 «В поисках сокровищ».
- Ребята! Как вы думаете, магнит может притянуть предмет, который находится от него на расстоянии?
- Как вы можете проверить? Приглашаю вас провести ещё одно исследование, самое трудное. Готовы? Здесь зарыты сокровища. Давайте попробуем их найти.
(Магнитом водим над поверхностью «песка». Дети с помощью магнита достают по 5 монеток. Результат опыта. Монетки, засыпанные манкой, притягиваются к магнитам детей. Таким образом, их можно легко достать. Сила магнита, проходя через слой вещества – манку, притягивает металлические монетки).
- Всем удалось достать монеты из песка?
- Какой мы можем сделать вывод?
- Магнит может действовать на расстоянии?
- Молодцы исследователи! Вы доказали, что сила магнита действует на расстоянии.
Опыт – игра 4: «Действия магнита через воду» (Опыт со скрепкой)
- А сейчас я вас приглашаю снова в нашу лабораторию.
- Нам предстоит выполнить необычное задание: на столе стоит стакан с водой и на дне скрепка.
-Можно ли достать скрепку не выливая воду и не замочив рук.
- Хотите попробовать?
(В стакан с водой опущена скрепка. Дети предполагают, что это можно сделать с помощью магнита. К поверхности воды дети подносят магнит, скрепка поднимается со дна стакана и соединяется с магнитом. Дети делают вывод, что магнит притягивает железные предметы через воду).
- Какой вывод можно сделать? (Магнитная сила действует сквозь воду и стекло)
6. Осмысление.
Ребята встают полукругом.
- Кем вы были сегодня?
- Что вы сегодня исследовали?
- Почему вы решили его исследовать? В чём волшебность магнита?
- Какие вы сделали открытия?
- Почему вам это удалось?
- Вам удалось, потому что вы узнали, что...
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
- Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т.д.)
- Молодцы, ребята! Вы сегодня были настоящими исследователями – научными сотрудниками, и вместе сделали новые открытия, потому что работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.
- Чтобы наше занятие у вас запомнилось, я хочу подарить вам маленькие детские магнитики, с которыми вы тоже сможете поиграть дома или просто прикрепить его на холодильник. Если вы захотите провести опыты самостоятельно – вы всегда можете использовать нашу лабораторию, где вы всегда найдёте разные магниты. (Дарю всем детям магнитики).