Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни ужин. Когда накрывают стол к обеду, первым ставят хлеб. Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Когда-то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб. Вот он, хлебушек душистый С хрупкой корочкой витой Вот он мягкий, золотистый, Словно солнцем налитой! Давайте немного поиграем: Игра «Откуда пришел хлеб?». - Откуда хлеб пришёл? - А в магазин как попал? - Что делают в пекарне? - Из чего? - Откуда зерно? - Откуда пшеница? -Кто её посеял? - А что они делают? Отлично !!! Дети расскажите мне А какой он, хлеб? - Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. -Дети,отгадайте-ка загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят». Вот они колоски пшеницы. Покажите на колоске, где кармашки, а где «ребятки». Что это за ребятки? Правильно, зёрна пшеницы. -Дети, посмотрите, это зёрна пшеницы и ячменя, потрогайте их и скажите, какие они? -Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какой они формы, величины, цвета -В каждом зёрнышке живёт росток, чтобы он проснулся зёрна нужно посадить в землю. -Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, я сейчас вам расскажу, что же это за работа? Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет, Семь плугов тащит Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит трактор. Ходит полем Из края в край, Режет чёрный каравай Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Теперь давайте немного отдохнём: Физминутка «Каравай» В землю зёрнышко посадим Очень малое оно. Но, как солнышко засветит Прорастёт моё зерно. Ветер тучку пригнал И нам дал. Сожнёт косарь зерно И размелет его. А хозяйка из муки Испечёт нам пирожки. И большой каравай. Всем на радость раздавай! Молодцы!!! Налились колосья, стали крепкими и тяжелыми. Появились новые заботы у хлебороба: как бы не сломились колосья и не полегли к земле… И вот пришло время жатвы. И на поле выходят другие машины. Корабль великан Не по морю плывет, Корабль великан По земле идет Поле пройдет- Урожай соберет Кто работает на комбайне? Что же делает комбайн? Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Далее машины везут зерно на элеваторы- специальные сооружения для хранения зерна. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны «золотого» хлеба! А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? Здесь такое с ним твориться, В оборот его берут, В порошок его сотрут! Что это за порошок? Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? На большом хлебозаводе Станет тестом та, мука, Хлебу путь теперь недолгий, Вот в булочной на полке, Вот уже к тебе на стол Он пожаловал - пришел. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» смешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб спечется, его грузят на машины и везут в магазины. В магазинах какие изделия из муки покупаем? Все эти продукты называются одним словом -хлебобулочные изделия Хлеб всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол — доска» Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы? Действительно, длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Как много рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом и попал к нам на стол! Много людей потрудились над тем, чтобы мы ели этот вкусный хлеб. И трактористы, и комбайнеры, и агрономы, и ученые. Давайте же будем им всегда благодарны. Труд хлеборобов славит весь народ: художники, композиторы, поэты. Не напрасно народ С давних пор и поныне. Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: Хлеб всему голова! | Да, хотим. – (Из магазина). -(Из пекарни) – (Пекут хлеб). – (Из зерна). -(Из колоса пшеницы). – (Выросло в поле) –(Люди. /Хлеборобы). – (Хлеб убирают). -хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, ароматный, воздушный Колосок Это зернышки пшеницы – Маленькие, твёрдые, гладкие. -Маленькое, твёрдое, гладкое, посередине бороздка, как две дольки Трактор Плуг Комбайн Комбайнер Срезает колосья На мельницу Мука На хлебозавод Булочки, печенье, торты, пироги, сухари, хлеб, пряники. «Без хлеба – нет обеда». «Хлеб- батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много света – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда». | Показ картинок как первобытные люди сажают и убирают хлеб. Показ картин с изображе-нием хлеба (наклоны вперёд) ( руки в стороны, присесть) (постепенное вставание) (наклоны вправо – влево, руки вверху) (повороты вправо – влево, имитируя косьбу) (кулак на кулак и круговые вращения) (имитация – печём пирожки) (соединить округлённые руки) (развести руки в стороны) Дети повторяют слово хором и индивидуально дети повторяют за воспитателем |