Конспект НОД по экологии для детей второй младшей группы на тему:
"Как заяц живёт зимой".
Цель: закрепить знание детей про жизнь диких животных и птиц зимой; учить рассказывать по картине, давать ответы на поставленные вопросы воспитателя; дать понятие про характерные особенности внешнего вида зайца, его поведение. Воспитывать бережное отношение к природе, к животным и птицам, желание им помочь. Развивать познавательные интересы детей к окружающему миру.
Материал: картина "Зайцы", иллюстрации "Лесник подкармливает животных зимой", "Дети кормят птиц", игрушка - Сорока, загадки, картинки с изображением животных, корзина, орешки, яблоки, конфеты, семечки.
Ход занятия: Воспитатель читает загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
- Дети, о каком времени года эта загадка? Правильно о зиме.
- Дети, как вы думаете как живётся животным в лесу зимой? (Им холодно, они голодные)
- Какие животные живут в лесу? Как их можно назвать одним словом? (Дикие)
Стук в двери. Воспитатель находит возле дверей корзинку.
- Ребята, посмотрите, что же там лежит? (яблоки, орешки, морковка, семечки)
- Кто же нам оставил гостинцы в этой волшебной корзинке?
Стук в двери. Залетает Сорока - белобока, у неё конверт.
- Кто ты?
Сорока: Я - Сорока-белобока
Очень высоко летаю, и про всех на свете знаю.
Знаю, кто оставил гостинцы
В волшебной этой корзинке.
- Если знаешь, тогда скажи, очень просим тебя мы.
Сорока: Эти гостинцы вам, ребята,
Дали лесные зверята,
Но вы время не теряйте
Кто они вы отгадайте.
Воспитатель берёт у Сороки конверт,
там картинки с изображением белочки,
медведя, ёжика и загадки про них.
Воспитатель читает:
1. Очень дети я мала
И пушиста и рыжа,
По деревьям люблю прыгать
И орешки там искать. (белочка)
Показ картинки с изображением белочки.
Где - она живёт? (на дереве, в дупле)
- Что белочка делает зимой? (прыгает, ест орешки, что заготовила осенью)
- А что она вам передала? Как вы думаете? (орешки)
2. Этот зверь живёт в лесу
Шубу тёплую имеет,
Любит кушать мёд, рычит,
Но зимы не видел с роду.
Потому что спит в берлоге.
Как зовётся он? ... (Медведь)
Воспитатель показывает картинку с изображением медведя.
- Что делает медведь зимой? Где он спит? (в берлоге)
- Что медведь положил в корзинку? (конфеты)
3. Иголки лежали - лежали
Да под пол убежали (ёжик)
- Что ёжик положил вам в корзинку? (яблоки)
4. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, ест морковку. (зайчик)
- Где же он? Почему то нет, картинки с зайчиком?
Сорока: Есть! Кар! Есть! Вот она!
Обращает внимание на картину "Зайцы"
- Кто изображён на картине? Что делают зайцы? Какие у них ушки? Лапки? Шубка?
- Почему они притаились?
Проводится подвижная игра "Зайка серенький сидит"
- Ребята, послушайте рассказ "Как заяц живёт зимой":
- Зима. Мороз. Все животные от крепкого мороза спрятались, а у зайчика нет ни норки, ни гнёздышка, ни домика. Сегодня под кустом выспится, завтра в ямочке приляжет, где ямку выкопает ногами, там его и дом.
Зато шубка у зайчика тёплая, пушистая, белая, как снег. Хорошо ему в этой шубке - тепло и спрятаться от врага не трудно. Прижмётся к снегу, попробуй рассмотри! Днём зайчик спит, а как придёт ночь, выходит погулять и покушать. Если снега в лесу мало, он лапками его разгребает, посмотри - и травка найдётся. А если сильно большие сугробы, тогда не раскопать зайчику снег. Тогда залезет он на сугроб и обгрызает с кустов и молодых деревьев кору, молодые веточки. Вот и сытый! А иногда в гости, в село, сбегает. Прибежит поздно вечером, когда все спят, сено посмыкает. Наестся, а потом назад в лес поскачет. Так и живёт целую зиму заяц в лесу.
- Ребята, скажите, а как люди могут помочь животным зимой?
- Давайте рассмотрим иллюстрацию "Лесник зимой подкармливает зверей"
- Какое правило вы узнали?
Правила: зимой животным нужно помогать, подкармливать их.
- Ребята, чего нового вы узнали на занятии, что запомнили? Чему научились?
- Давайте скажем Сороке спасибо, что такие интересные картинки и угощения нам принесла. А в подарок угостим, а чем? (семечками)
Сорока: - Спасибо вам ребята. А там на улице ещё много птичек, моих друзей, они тоже голодные.
- А какие друзья у Сороки? Каких птиц вы знаете? (воробьи, синицы, снегири)
- А как мы можем помочь птицам зимой? Правильно, подкармливать их. Давайте рассмотрим иллюстрацию "Дети кормят птиц"
- Не беспокойся, Сорока, завтра ребята принесут много зерна, семечек, пшена и насыпят в кормушку, которое висит у нас на дереве для твоих друзей. Потому что птиц нужно любить, подкармливать и заботиться о них зимой.
- Ребята, запомните это правило.
- Давайте попрощаемся с Сорокой. И угостимся конфетами, что в корзинке.
Подводиться итог занятия.