Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Свойства дерева».
Воспитатель Маркелова Лариса Леонидовна
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами дерева.
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов.
Речевые: развивать связную речь.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Демонстрационный материал: иллюстрации деревьев (берёза, клён, дуб, рябина), конфетки с заданиями, 2 стакана (стеклянный, деревянный), брусок, молоток, гвоздь, металлическая пластина, два прыгуна.
Раздаточный материал: конверты по количеству детей, деревянные бруски, ложки, стаканы с водой.
Ребята, посмотрите, что у меня для вас есть (конверты разных цветов). Возьмите их и посмотрите, чем они отличаются? (Цветом).
Ответы детей.
Разбейтесь на команды по цветам и подойдите к столам с тем же цветом, что и ваш конверт. Теперь откройте их. Ваша задача собрать пазл из тех частей, что у вас есть. Что же у вас получилось? (Деревья).
Ответы детей.
А какие? (Клён, дуб, берёза, рябина).
Ответы детей.
Эти деревья очень разные, но всё же сходство в них есть. Как вы думаете какое? (У всех деревьев есть корень, ствол и крона).
Ответы детей.
А что же необходимо дереву, чтобы оно выросло высоким? (Вода, свет, питательные вещества).
Ответы детей.
Молодцы! Я вижу, что вы многое знаете о деревьях. А хотелось бы вам узнать о них ещё больше? Тогда я предлагаю пройти в специальную лабораторию, но сначала я вам расскажу о правилах поведения в ней.
Для того чтобы узнать про свойства дерева нам необходимо проделать с ним опыты. Но для начала вспомним правила работы в лаборатории:
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь надо ложить на свое место.
4. Не разбрызгивай воду, все делать аккуратно.
Вы всё запомнили?
Ответы детей.
Опыт №1. У нас на столах деревянные брусочки и металлические ложки. Приложите брусок к одной щеке, а ложку к другой. Что вы почувствовали, где холоднее? (Холоднее ложка)
Ответы детей.
Значит, дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло.
Опыт №2. Теперь отложите брусок и оставьте в руках только ложку. Потрогайте её, погладьте. Какая она на ощупь? (Гладкая).
Ответы детей.
Хорошо, а теперь отложите ложку и возьмите брусок. Потрогайте его. Какой на ощупь он? (Ребристый, шершавый).
Ответы детей.
Вот ещё одно свойство дерева. Оно не ровное.
Опыт №3. Как вы думаете, тонет ли дерево в воде или нет? Давайте проверим. Для этого возьмем брусок и опустим его в воду. Что вы наблюдаете?
Ответы детей.
Что можно сказать о деревянном брусочке, который находятся в воде? Он тонул или нет?
Ответы детей.
Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде)
Ответы детей.
Да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, плот и средства передвижения по воде. Но у нас есть не только бруски, но и монеты. Из какого материала они сделаны? (Металл).
Ответы детей.
А утонет ли монета в воде? (Проверяем, монета тонет).
Ответы детей.
Молодцы. Вы хорошо потрудились. Давайте сделаем физминутку.
Физкультминутка. "Прочь усталость, лень и скука".
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете (вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять (приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем (ходьба на месте).
Опыт №4. Посмотрите у меня два стакана: деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в стеклянном стакане виден шарик? (виден).
Ответы детей.
А в деревянном стакане? (нет).
Ответы детей.
Значит дерево какое? (Непрозрачное).
Ответы детей.
Опыт №5. Я попробую забить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину и посмотрим, что у нас получится. Забиваю гвоздь в брусок. Гвоздь легко вошёл в деревянный брусок? (да)
Ответы детей.
А теперь забью гвоздь в металлическую пластину. Входит гвоздь в неё? (нет).
Ответы детей.
Значит дерево мягче металла.
А теперь пройдемте с вами на ковёр и повторим то, что мы сделали за занятие. (Подходим к столу, где лежат карточки с опытами и при помощи картинок еще раз по действиям повторяем, какими свойствами обладает дерево).
- Дерево не тонет в воде.
- Оно не прозрачное.
- Дерево шершавое.
- Удерживает тепло.
- Легко поддаётся обработке.
-Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы знать, как его можно применить в нашей жизни. Построить дом, сделать лодку, различную посуду, растопить печь и т. д. Или сделать какое-то украшение, сувенир.
Спасибо Вам за то, что Вы были сегодня со мной, Вам было интересно?
Ответы детей.