Конспект НОД по ФЭМП « Веселое путешествие по стране Математика»
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествие, повышение интереса детей к изучению математики
Задачи: Образовательные:
закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
формировать навык составления и решения простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10;
продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы;
продолжать формировать навык полных ответов на вопросы, мыслительные операции.
Развивающие:
создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные: воспитывать любовь к математике;
творческую активность
Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальная работа с детьми.
Методические приёмы: Игровой: использование сюрпризных моментов.
Наглядный: использование карточек.
Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей. Оборудование и материал: набор цифр от 1 до 10 на каждого ребенка, геометрические фигуры разных цветов, мяч, медали.
Форма организации: групповая.
«Игра - приветствие» (дети входят в зал, встают полукругом)
Воспитатель: Скажем «здравствуйте друг другу».
Нам здороваться ни лень:
Всем «привет!» и «добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро! (дети улыбаются, приветствуют гостей)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами не простой, а очень серьёзный и ответственный день. Мы собрались здесь, потому что к нам по почте пришло письмо. Давайте послушаем, о чем в нем говорится.
Письмо
« Здравствуйте, друзья!
Я королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играете. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в моем королевстве произошла путаница, все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок».
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь жителям математической страны? - Не боитесь трудностей? - Там наверняка нас ждут приключения. - Но прежде чем отправиться в страну и не заблудиться там, давайте сориентируемся во времени. Согласны?
2. Основная часть
Задание № 1 Интеллектуальная разминка с мячом «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» (воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч)
-Сколько солнышек на небе? (1)
-Сколько лапок у кота? (2)
-Сколько спинок у трёх свинок? (3)
-Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
-Пять щенят + мам Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)
-У маленькой Светы четыре конфеты. Еще дала три Алла, сколько всего стало? (7) Молодцы!
Быстро всё разгадали
Воспитатель: Вот и попали мы в страну математики, посмотрите какая она большая, если мы будем ходить пешком, мы ничего не успеем сделать. - Вы согласны путешествовать на поезде? (да)
Воспитатель: А что нужно купить для поездки на поезде? (билеты)
Воспитатель: Уважаемые пассажиры! Берите билеты и занимайте в вагонах свои места.
Дидактическая игра «Найди свое место»
- Вы заметили, что билеты необычные (билеты - это карточки с кружками, а на стульях карточки с соответствующей цифрой) - Как же узнать, какое у вас место? (нужно сосчитать, сколько кружков на билете, и найти место с цифрой, соответствующей количеству кружков)
Воспитатель: Молодцы, занимайте свои места. - Ну что, Поехали! (звучит гудок паровоза ).
Воспитатель: Ветер по полю гуляет, паровозик обдувает.
Он бежит среди лугов, среди деревьев и цветов.
Он дорогу свою знает и теперь он прибывает…
- А прибывает наш поезд на станцию «Веселые цифры» (дети садятся за столы)
Задание №2 Дидактическая игра «Поставим цифры в ряд»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, злая колдунья перепутала все цифры. Давайте поможем каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, и подружите их (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10).
Воспитатель читает стихотворение:
Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на !
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить
. Назовите цифры по порядку (дети хором считают от 1 до 10 громким голосом).
Назовите цифры в обратном порядке от 10 до 1 (дети считают шепотом от 10 до 1 шепотом).
Назови четные числа.
Назови нечетные числа.
Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8.
Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3.
Дидактическая игра «Какая цифра спряталась"
Покажите, какую цифру вы поставили между цифрами 6 и 8;
Покажите, какую цифру вы поставили между цифрами 7 и 9;
Покажите, какую цифру вы поставили между цифрами 1 и 3;
Покажите, какую цифру вы поставили между цифрами 8 и 10.
Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»
Покажите цифру, которая больше цифры 3 на 1;
Покажите цифру, которая больше цифры 5 на 1;
Покажите цифру, которая больше цифры 7 на 1.
Дидактическая игра «Найди соседей». Воспитатель: Ребята, в этих домиках живут цифры, но некоторых цифр не оказалось дома, вам нужно отыскать их.
Покажите соседей числа (7, 2, 5, 3, 9)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились со 2-ым заданием. Теперь каждая цифра заняла нужное место в числовом ряду.
Воспитатель: Отправляемся дальше: занимайте свои места в поезде. Поехали! (звучит гудок паровоза)
Воспитатель: Ветер по полю гуляет, паровозик обдувает. Он бежит среди лугов, среди деревьев и цветов. Он дорогу свою знает и теперь он прибывает… - А прибывает наш поезд на станцию «Загадкино»
Воспитатель: Ребята, пока поезд стоит, давайте отдохнем на полянке (дети рассаживаются на ковре, находят цветик - семицветик, на каждом лепестке которого написаны логические задачи).
Задание №3 Дидактическая игра «Весёлые задачки».
1.На полянке у реки жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать Кто успел их сосчитать? (4)
2. Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат Но один из них устал, А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5)
3. Пять ворон на крышу сели, Да ещё две прилетели. Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело?(7)
4. На блюдце у Андрюши Четыре жёлтых груши. Есть, Андрюша, захотел, И две груши взял и съел. Сколько груш осталось?(2)
5. Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала Сколько кошек вместе стало?(4)
6. Сколько глаз у светофора?
7.Сколько пальцев на двух руках? (10)
8.Сколько ушей у двух мышей?(4)
9.Сколько хвостов у трех котов?(3)
10. Сколько лап у двух собак? (8)
11.Сколько грибов можно вырастить из семян подсолнуха? (нисколько)
12.На столе лежат два апельсина и один банан. Сколько овощей лежит на столе? (нисколько)
13У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков(1)
Физминутка « Стрекоза»
Вот какая стрекоза - (руки в стороны)
Очень круглые глаза.
Вертится как вертолет,
Вправо – влево, назад – вперед.
Воспитатель: Отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в поезде, нам пора в путь (звучит гудок паровоза) Воспитатель: Ветер по полю гуляет, паровозик обдувает. Он бежит среди лугов, среди деревьев и цветов. Он дорогу свою знает и теперь он прибывает… - А прибывает наш поезд на станцию «Геометрические фигуры» ( дети проходят за столы) Воспитатель: Ребята, все геометрические фигуры заколдованы – они стали невидимыми. Чтобы расколдовать их мы должны правильно разгадать загадки.
Задание №4 Дидактическая игра «Отгадай фигуру» (воспитатель загадывает загадку, а дети хором называют геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке)
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг).
*** На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник, А красивый… (треугольник).
*** Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат).
*** Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность
- Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
*** Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны (прямоугольник)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились и с этим заданием. Все геометрические фигуры расколдованы.
Воспитатель: Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное. Вам нужно выложить на листе бумаги красивый узор для королевы страны математики.
Задание №5 «Математический диктант» У каждого ребёнка на столе чистые листы и наборы геометрических фигур. Под диктовку воспитателя дети раскладывают геометрические фигуры в разные части листа.
расположи зеленый квадрат в левом верхнем углу;
расположи синий прямоугольник в правом нижнем углу;
расположи желтый треугольник в левом нижнем углу;
расположи оранжевый круг в правом верхнем углу;
расположи красный овал в центре листа.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран, и проверим у всех получился такой же узор (индивидуальный опрос детей)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята, Вы прекрасно справились со всеми заданиями. - Вам понравилось наше путешествие? - В какой стране мы побывали? - Что интересного вы запомнили? - В какие игры мы играли? - Какие задания были трудные?
Воспитатель: Мне тоже понравилось, как вы сегодня выполняли задания. Спасибо вам большое! Воспитатель: Нам пора возвращаться (дети подходят к воспитателю) –
Чтобы нам попасть в детский сад, нужно произнести волшебные слова (дети, стоя на ковре берутся за руки )
Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте).
Воспитатель: Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Воспитатель: Ой, ребята, что это? Кто-то выходит с нами на видеосвязь? (дети слушают запись на экране)
Королева страны Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы спасли математическую страну. В ней царит абсолютная точность и порядок , она стала лучше прежнего. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали! Надеюсь, они вам понравятся».
Воспитатель: Я поздравляю вас с окончанием нашего долгого, но интересного путешествия и приглашаю пройти в группу.