Конспект НОД
по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы «Аквариум»
Техника: «Восковые мелки + акварель»
Цель занятия: дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни; вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и чувство композиции.
Материалы для занятия: плотный альбомный лист, вырезанный виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера.
Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций с изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы.
Воспитатель читает стихотворение «Рыбки» Ираиды Мордовиной:
Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Тёплым днём резвятся,
Дружно веселятся.
Ловят солнца лучики,
От весны в них ключики,
Чтоб всегда было тепло,
Снегом белым не мело,
Лилии цвели, кувшинки...
Не нужны рыбёшкам льдинки.
Летняя нужна вода
Нашим рыбкам в холода.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони!
Чешуя блестит как искры,
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх –
На пруду беззвучный смех.
Воспитатель: Ребята, а где живут рыбки?
- В море. В реке. В озере.
Воспитатель: Правильно. А теперь отгадайте загадки.
В этом домике жильцы —
Все умелые пловцы.
Что за дом у них такой,
До краёв налит водой?
(Аквариум)
Блещет в банке чистой
Спинкой золотистой.
(Аквариумная рыбка)
Рыбка приплыла из сказки,
С золотистою окраской.
Можешь ей желанье молвить —
Вдруг попробует исполнить?
(Золотая рыбка)
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)
Воспитатель: Ребята, так где же ещё могут жить рыбки?
- В аквариуме!
Воспитатель: Правильно! А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете?
Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нём водные растения, следить за температурой воды.
Воспитатель: Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете?
- Гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик и др.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем.
Физминутка Рыбка, рыбка, как дела?
Рыбка, рыбка, как дела?
Ты откуда приплыла?
Наклонись скорей вперед:
Рыбка по морю плывет.
А теперь ладошки вместе,
Не сидится нам на месте,
Мы ладошками виляем,
Словно рыбки, уплываем.
Щечки внутрь теперь втянули,
Губки трубочкой свернули.
Открывает рыбка рот,
Только кто ж ее поймет?
Рыбка что-то говорила,
А потом домой уплыла.
Момохали рыбке вслед!
После окончания физмитутки воспитатель приглашает всех на места.
Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем свои аквариумы и заселим их жителями.
Воспитатель раздаёт детям альбомные листы, вырезанные в виде аквариума, восковые мелки, кисти, акварельные краски и стаканчики с водой.
- Обратите внимание на форму тела рыбы – овальная, вытянутая, голова плавно переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть плавники – с их помощью она плавает в воде.
Дети рисуют восковыми мелками разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и др.
- А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Окунайте кисточки в воду и закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков. Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными красками.
Воспитатель читает стихотворение А. Тесленко:
В аквариуме рыбки
Туда-сюда снуют,
В аквариуме рыбки
Нам песенки поют.
Но песенок не слышно,
Известно это всем,
Что рыбки безголосые
Совсем, совсем, совсем.
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали на занятии?
- Ребята, понравились вам аквариумы?
Рассматривание рисунков, обращая внимание на нетрадиционный прием изображения и аккуратность выполнения работы.