Конспект НОД по художественному творчеству
в старшей группе общеразвивающей направленности
Тема «Волшебница – зима»
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования- печатание сухими листьями деревьев, уточнение и обобщение знаний о зиме.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение передавать в рисунке перспективу: линию горизонта, высокие, большие деревья на переднем плане, маленькие на заднем.
Согласовывать существительные и прилагательные.
Помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы.
Закрепить понятие «пейзаж».
Развивающие:
Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения и поведения.
Воспитывать в детях чувство прекрасного; любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, поэзию, музыку.
Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Техника: рисование отпечаток (оттиск) сухими листьями кустарников и рисование ватной палочкой.
Оборудование: снежок из ваты, большая снежинка гуашь белого цвета и коричневого; тонированные голубые листы бумаги А4, кисти №5и №2, баночки непроливайки с водой, салфетки, ватные палочки, сухие листья двух размеров , иллюстрация картины К.Ф. Юона «Волшебница зима», мольберт, видеозапись стихотворения А.С. Пушкина «Волшебница –зима», ноутбук, запись произведения П.И. Чайковского «Январь».
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями природы зимой; экскурсии по двору детского сада, в городской парк; чтение стихотворений, рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций о зиме.
Ход занятия:
Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
Мы с тобой подружимся,
А потом покружимся,
Снова за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Преподаватель: Ребята, а у нас сегодня гости, поздороваемся с ними.
(Здравствуйте)
Преподаватель: Ребята, у меня для вас загадка :
Ни ведра, ни кисти, ни рук,
А побелит все вокруг.
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?(Зимой)
Преподаватель: Правильно, а вам нравится зима? (Да)
-Чем она вам нравится?
Дети: зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, на коньках, на санках.
Преподаватель: А вы знаете, сколько месяцев у зимы? Назовите зимние месяцы.
(Декабрь, январь, февраль.)
Преподаватель : Какой сейчас месяц? (Январь)
Преподаватель : Интересно, а какая она, зима?
У меня в руках волшебный снежок. Снежок передаем и какая зима мы узнаем
Игра « Снежок» Ответы детей: (белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая)
- Все верно: и белая и вьюжная, и снежная и хрустальная, тёплая и суровая – разная. Ребята, а как в народе говорят о зиме?
(Дети произносят пословицы и поговорки)
-Любишь кататься , люби и саночки возить.
-Декабрь год кончает, а зиму начинает.
-Январь- году начало, а зиме - середина.
-Готовь сани летом, а телегу зимой.
-У февраля два друга- метель да вьюга.
Зима - не лето, в шубу одета.
Зимой льдом не дорожат.
Преподаватель: Во все времена восхищались красотой зимы и воспевали ее в музыке, стихах, в красках. Предлагаю вам присесть и прослушать одно из стихотворений поэта А.С. Пушкина:
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Преподаватель :А вот так изобразил зимний день художник Константин Федорович Юон. Мы видим нарисовано село.
А если видишь на картине
Нарисована река ,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш-
Обязательно картина
Называется ? (пейзаж.)
Преподаватель: Что находится в центре картины?
- В центре картины находится пруд, покрытый льдом, и компания детей, весело катающихся на коньках. Некоторые развлекаются, играя в сугробах. Также изображены сани, запряженные лошадьми. Некоторые люди едут верхом на лошадях. Как в любой деревне, на пейзаже бегает несколько собак.
Преподаватель :А что изображено вдали?
- Вдали стоят домики в снегу, а за ними густой зимний лес.
Преподаватель _- Дети, что можно сказать о зиме?
-Зима насыпала так много снега, украсила деревья и дома.
Преподаватель - А как вы думаете , как художник назвал свою работу?
(ответы детей)
- «Волшебница- зима»-так называется эта картина.
Преподаватель : Ребята, глядя на эту картину , так хочется поиграть в снежки:
Проводится пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили (имитируют лепку снежков)
Круглый, крепкий, очень гладкий (сцепить пальцы рук)
И совсем – совсем не сладкий (погрозить пальчиком)
Раз – подбросим, два – поймаем, три уроним и сломаем (имитируют бросок вверх, ловлю снежка, топают)
Преподаватель : Ой, дети, какая красивая снежинка, откуда она у нас появилась? Снежинка с каким – то посланием.
« Дорогие ребята, прошу помощи у вас . Я зима- украшала все деревья и дома, развлекала вас как могла. Но, даже я -волшебница не в силах сохранить свою красоту надолго. Прошу вас изобразить в своих пейзажах мою красоту».
Преподаватель: Ну, что, ребята, вы готовы к волшебству? (ответы детей). Тогда слушайте внимательно. Мы уже рисовали листочками, но эти листья сухие и хрупкие, поэтому работать с ними нужно очень аккуратно. В начале работаем маленьким листком- красим его белой краской и кладем на середине листа , прижимаем салфеточкой, затем опять красим его и печатаем. Большим листом рисуем также, только располагаем его ближе к низу листа. Кисть вымываю после изображения деревьев белой краской . Беру теперь маленькую кисть , набираю на неё немного белой краски и в палитре смешиваю с коричневой , получаю седовато- коричневый цвет и рисую стволы и кое-где проглядывающие ветки. Кончиком кисти начинаю рисовать стволы от кроны, затем нажимаю на кисть, чтоб получить к низу ствол шире. Ну и заканчиваем свой зимний пейзаж снегом- печатаем ватной палочкой.
Преподаватель :Дети, с чего мы начнем работу ? (ответы детей)А теперь давайте создавать красоту.
А поможет нам музыка П.И. Чайковского «Январь»
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Преподаватель: Дети, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Каким способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изобразили падающий снег? Под музыку какого композитора мы рисовали? Какую картину рассматривали? Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? А как назовем нашу выставку?
Дети, глядя на ваши работы, так хочется прочесть стихотворение Федора Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
Ребята, я думаю, что вашими работами все будут долго любоваться.