СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Д], [Т]. Звонкие и глухие согласные» (подготовительная группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД  по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Д], [Т]. Звонкие и глухие согласные» (подготовительная группа)

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Д], [Т]. Звонкие и глухие согласные» (подготовительная группа)»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные»


Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [т], [д] в речи, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [т], [д] через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, обогащать словарь детей.

Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки (дом, том, удочка, уточка, бидон, батон, дверь, тачка, дачка, Толя, Даша, большая схема для определения позиции звука в слове, фишки, кассы, тетради, карандаши.

Содержание НОД.

I. Орг. момент

Перед началом занятия детям раздаются квадраты красного, синего или зеленого цветов. Логопед предлагает сначала сесть детям, в руках у которых символ гласных звуков, затем тем, у которых символ согласных твердых звуков и последним тем, у которых символ согласных мягких звуков. Если возникли затруднения, логопед вместе с детьми повторяет соответствующие правила.

II. Основной этап.

1. Сообщение темы занятия.

- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (том, дом).

- Это очень похожие слова, а чем они различаются?

- В слове ДОМ первый звук - [д].

- В слове ТОМ первый звук - [т].

На доску вывешивается слова: ТОМ и ДОМ.

- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [д] и [т] на слух и учиться правильно произносить их.

2. Работа со звуками.

Логопед предлагает дать характеристику звукам.

- Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков(Одинаково). А чем отличаются эти звуки?

[т] – согласный, твердый, глухой, на схемах обозначаем синим цветом.

[д] – согласный, твердый, звонкий, на схемах обозначаем синим цветом.

3. Звуки [т] и [д] в слогах и словах.

Дифференциация [т], [д] на слух и в произношении.

Развитие фонематического слуха.

Игра «Повтори»:

та-да-та, да-та-та, та-да-та, да-та-да, да-да-та, та-та-да.

4. Игра «Хлопай, топай, не зевай».

Логопед: «Если слышим в слогах или словах звук [т] – хлопаем, если слышим звук [д] – топаем.

Логопед«Слоги: да, та, до, ту, то, дэ, ту, та…»

Логопед: «Слова: дом, пальто, Таня, пакет, Даша, батон, бидон, стол, дверь, почта.»

5. «Замени звук»

Логопед предлагает заменить в предложенных словах звук [д] на звук [т] или наоборот:

Назовем мы книгу «том»

Для жилья построим (дом).

Под Москвой есть город Тверь.

В доме открываем (дверь).

По реке плывут плоты,

Зеленеют на ветвях (плоды).

Соловей выводит трель.

Слесарь в сеть включает (дрель).

Архитекторы-творцы

Строят чудные (дворцы).

6. Работа с картинками.

Дифференциация звуков

[т] - [д] в словах-паронимах

Дидактическая игра «Найди пару»

На картинках изображены мальчик Толя и девочка Даша. Детям дается задание подарить картинки со звуком [т] - Толе, а со звуком [д] - Даше. Логопед произносит предложения, а дети должны назвать последнее слово, подходящее по смыслу, найти картинку и «подарить» ее Толе или Даше.

Логопед:

Назовем мы книжку… (том).

Для жилья построим… (дом).

Вот тележка, это… (тачка).

Дом в саду зовется… (дачка).

По реке плывут… (плоты).

Зреют на ветвях… (плоды).

Звуковой анализ и синтез слов

Дидактическое упражнение

«Подбери слово к схеме»

На доске схема слова и три картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [т] - [д]. Детям дается задание определить, какая из картинок подходит к данной схеме и объяснить свой выбор.Для работы используются следующие предметные картинки: ДОМ, СТОЛ,УТОЧКА и схема слова:

7. Игра «Что изменилось?»

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки, расположенные на доске, (на доске 4 картинки: ДОМ, СТОЛ, УТОЧКА, БАТОН) и определить, что изменилось. Логопед убирает по одной картинке, либо ничего не меняет.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает составить детям предложение с одним из предложенных в предыдущем задании слова.

9. Физкультминутка.

Девочки и мальчики Прыгают как зайчики,

Ножками топают, Ручками хлопают,

Головками кивают И тихо приседают.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

10. Обучение грамоте. Работа с кассами. Выкладывание слов ДОМ, ПЛОДЫ, преобразование их в слова со звуком Т (ТОМ, ПЛОТЫ).

Логопед просит детей написать в тетрадях буквы Т и Д, затем слоги из этих букв и всех пройденных гласных. Проверка написанного на доске.

Итог.Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие.

Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным?