Конспект непрерывной образовательной деятельности
по обучению грамоте
в подготовительной к школе логопедической группе
«Морское путешествие»
Тема: «Дифференциация звуков [и]-[ы]»
(Материал непрерывной образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Цели:
Коррекционно - образовательные:
- закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях;
- закрепить понятия "звук", "слог", "слово";
- совершенствовать навыки различения смешиваемых букв;
- обучать конструированию букв из различных материалов;
- закреплять понятие «гласный звук»; знать отличия звука от буквы;
- закреплять понимание, что гласный звук [и], влияет на мягкость согласного перед ним;
- формировать умение делать звукобуквенный анализ и синтез.
Коррекционно - развивающие:
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и пополнять словарный запас детей;
- развивать умения использовать ранее полученные знания;
- развитие зрительного гнозиса (профилактика оптической дисграфии);
- развивать умение образовывать множественное число.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать у детей наблюдательность;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать желание узнавать новое.
Оборудование: - индивидуальные зеркала, ноутбук, экран, мультимедийная презентация, отрезки ниток, макароны, таблички Хи, Хы, Иы, схема характеристики гласных звуков, карточки букв «И», «Ы», листочки с неверно написанными буквами, красные карандаши, мяч, сундучок с шоколадками – монетами, экраны, буквы «ы», «И», «Х» из разрезной азбуки, диск игр на развитие фонематического звука компании «Мерсибо».
Ход НОД
Слайд №1. (Дети заходят в зал и встают полукругом около учителя – логопеда).
I.Организационный момент:
Слайд № 2.
Ребята, сегодня к нам на занятие приплыли наши друзья: Мышка и Мишка. Они приглашают нас отправиться в необычное морское путешествие. Мышка и Мишкахотят, чтобы мы во время нашего путешествия научились различать гласные звуки [и], [ы]. На пути у нас будут встречаться острова, и на каждом острове Мишка и Мышка приготовили интересные задания, которые мы будем выполнять. Но на маленькую лодочку наших друзей мы все не поместимся. На чём же мы поплывём? Чтобы это узнать, я предлагаю выполнить первое задание Мышки.
Слайд № 3.Возьмите в руки мячики Су-Джоки, катайте их по ладошкам и повторяйте за мной чистоговорки:
Лю – лю – лю – путешествовать люблю.
Ле – ле – ле – будет весело мне.
Ле – ле – ле – поплывём на корабле.
Слайд № 4. Посмотрите, ребята, на каком замечательном корабле мы отправимся в путь!Я буду командиром нашего судна – капитаном, а вы – матросами.
- Молодцы! Вы готовы, дети?
- Да, капитан!
- Займите свои каюты – стульчики.
Слайд № 5,6. Для того чтобы правильно произносить звукии красиво говорить, предлагаю вам сделать гимнастику для язычка, губ.
Артикуляционная гимнастика:
- для языка «Лопаточка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье».
Слайд №7. А сейчас я вам покажу карту, по которой мы отправимся в путь. Посмотрите на карту, мы побываем на пяти островах. (Показать и разобрать маршрут).
Слайд № 8. Отправляемся в путь! Предлагаю сделать из ладошек подзорную трубу и смотреть на горизонт.
II. Работа по теме. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Слайд № 9.
- Внимание! Я вижу на горизонте 1 остров «Хочу всё знать!».
Слайд № 10.Пакет с заданием:
- Игра«Вопрос - ответ»
Слайд №11.Послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.
Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?
(Гласные. Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.)
Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и.
Оба звука гласные. Похожи по звучанию? Да.
А чем же они отличаются?
Понаблюдайте, в каком положении будет язык, губы, зубы.
[ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются;
[и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.
А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без голоса": ы-ы-ы, и-и-и.
(Затем произносят дети.)
Слайд № 12. Как отличить звук от буквы?
- Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. (ответы детей).
- В каком «домике» живет звук [ы]? А звук [и]?
- Звук [ы] живёт в букве – ы, звук [и] живёт в букве – И. (ответы детей).
- Какая особенность есть у буквы «ы»?
- Буква «ы» только строчная, заглавной буквы нет. (ответы детей).
- Где может находиться буква «ы» в слове?
- Буква «ы» может быть или в конце слова, или в середине. (ответы детей).
Слайд № 13. Игра «Иностранные слова»
Ребята, жители этого острова любят составлять из букв разные загадочные слова. Давайте почитаем вместе с Мышкой эти «иностранные» слова:
- «Хы»
Какой первый звук?
Какой второй?
Сколько звуков в слове?
Аналогично проводим работу со слогом « Хи», «Иы».
Логопед вызывает троих детей, которые выкладывают на мольберте эти «иностранные слова». Остальные дети составляют свои «иностранные слова» из разрезной азбуки. (Зачитываем несколько «иностранных слов», которые составили дети).
Слайд №14. Игра «Один - много»
Мышка предлагает вам поиграть с мячиком в игру «Один-много». Назовите слова и выделите в словах звук в конце слова во мн. ч.
Слайд № 15. Человек – люди. Сестра - сёстры
Ребёнок - дети Лев - львы
Пень - пни Рот - рты
Звук [и], показывает, что впереди стоящие звуки будут звучать мягко.
Вы хорошо справились со всеми заданиями. Но нам пора покидать этот остров.
Слайд № 16.Отплываем.
Слайд № 17. На горизонте показался второй остров. Он называется «Спортивный» (Физминутка).
Слайд № 18. Мишка даёт нам следующее задание.
Если слышите звук [ы] в слове, то присядьте, если [и] – то встаньте на носочки и потянитесь вверх.Поиграйте в игру «Наоборот».
Ребята, я предлагаю вам встать со стульчиков и выполнить это задание.
Слайд №19.
Дым Кит Дыня Мишка Усы Ива
Сито Мышка Сыр Дождик
Слайд № 20. Игра «Наоборот» с мячом.
Сы – си Вы – ви Ды - ди
Мы – ми Хы – хи Бы– би
Слайд № 21.Плывём дальше. Я вижу на горизонте новый остров!
Слайд № 22. Остров «Мастеров».
Слайд № 23.Вот пакет с заданием, который мы выполним на этом острове.
На своих столах найдите макаронные изделия (ракушки) и шнурок. Выложите из «ракушек» букву «Ы», а из шнурка букву «И.
Какие буквы вы должны сконструировать?
- «Ы» и «И».
- Молодцы! Наше путешествие продолжается!
Слайд № 24.
Слайд № 25. Ребята, следующий остров называется «Королевство кривых зеркал». На этом острове все отображается наоборот.
Слайд № 26.
- Давайте прочитаем задание: «Обведи в кружок определённого цвета только правильно написанныебуквы «ы» и «И»».
- Ребята, карандашом какого цвета мы будем обводить буквы?
- Красного (ответ детей).
- Почему?
- Потому что, эти буквы гласные (ответы детей).
(Рисунок № 1)
Слайд № 27.А теперь проверьте себя. (Самопроверка)
Молодцы и с этим заданием вы все справились успешно.
Слайд № 28. Ну, а теперь снова в путь! На горизонте показался последний остров. Я вижу сад.
Слайд № 29.Остров «Ботанический сад».
В ботаническом саду растут красивые и удивительные цветы. Давайте прочитаем задание, которое мы должны выполнить на этом острове.
Слайд № 30.«Вырастите два цветка, на лепестках которыхбудут картинки. У каждой картинки выделяйте голосом один слог. Слушайте внимательно, различайте звуки [Ы] и [И].
(Проводится игра с диска «Звуки различаем» - «Цветочный базар» компании «Мерсибо»).
III.Итог:
Вот и подошло наше необычное путешествие к концу. Вы отлично справились со всеми заданиями, правильно ответили на все вопросы.
Чему мы научились в путешествии?
А наши друзья Мышка и Мишка передают вам свои подарки – сундук с монетами.