СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: "Звуки [С] и [Сь]. Буква С"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы на тему: "Звуки [С] и [Сь]. Буква С" используется совместно с презентацией по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: "Звуки [С] и [Сь]. Буква С"»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки [С], [Сь]. Буква С»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Обучение детей акустическим и артикуляционным признакам звуков [С] и [Сь]. Знакомство с буквой С;

  • Закрепление знаний об отличиях букв от звуков;

  • Обучение определению заданного звука в слове;

  • Обучение подбору слов – антонимов;

  • Обучение детей образованию имени существительного в форме Р.п.;

  • Обучение детей отвечать на вопрос полным предложением;

  • Обучение плавному слиянию звуков в открытых слогах;

  • Обучение звуковому анализу и синтезу.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

  • Развитие внимания, мышления.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать у детей способность внимательно слушать речь педагога.


Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, сигнальные карточки синего и зелёного цвета, шапочки-звуки.


Ход образовательной деятельности

  1. Орг. момент. Логопед: "На занятии наши глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, руки не мешают, а только помогают, голова – думает»

Итак: чтобы начать наше занятие, давайте отгадаем загадку:

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут ее … «Снегурка».

Логопед: Правильно, ребята! Какая первая буква в слове «Снегурка»? – правильно С, и Вы уже наверное догадались, что на этом занятии мы будем говорить о букве и звуке С.

  1. Логопед даёт артикуляционную характеристику звуку С .

Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала:

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.

  1. Логопед : Ребята, скажите, а чем звук отличается от буквы? Правильно! Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

  2. Упражнение «Какой звук повторяется в словах?»

  3. Упражнение «Что лишнее?» (1 задание - лишние сапоги, потому что это обувь, а остальные предметы – одежда; 2 задание – лишний самолёт, потому, что это воздушный транспорт, а остальные предметы – наземный транспорт).

  4. Упражнение «Найди недостающую фигуру» (при произнесении ответов в упражнениях «Какой звук повторяется?», «Что лишнее?», «Найди недостающую фигуру» учим детей выделять голосом звук [С]).

  5. Упражнение «Определите наличие звука в словах».

Вопросы:

  • Кто ведёт поезд?

  • Что светит днём?

  • Как называется человек, который пасёт стадо?

  • Чем покрыто тело кошки, собаки?

  • Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

  • Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ?

  • Как называются маленькие крапинки на лице?

  • Как называется дорога, по которой едут машины?

  1. Упражнение «Определи место заданного звука в словах».

  2. Упражнение «Скажи наоборот». Логопед обучает подбирать слова –антонимы со звуком [С].

  3. Упражнение «Один - много». Логопед обучает детей образовывать имена существительные в Р.п.

  4. Упражнение «Ответь полным предложением». Логопед закрепляет использование ребёнком в речи предлогов - на -, - под -, обучает отвечать на вопрос полным предложением, выделяя голосом звук [С].

  5. Упражнение «Прочитай слоги».

Логопед: Ребята, вы правильно прочитали все слоги, но обратите внимания на слог СИ. Как изменился звук [С] в этом слоге.

- Правильно! Он стал мягким.

Логопед даёт артикуляционную и акустическую характеристику звука [Сь].

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка сильнее выгибается и опущен вниз, и сильнее упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.

- Ребята! Что мы узнали про звуки [С] и [Сь]?

- Правильно! Звуки [С] - это согласный звук, твёрдый, глухой, обозначаем синим цветом. Звук [Сь] - это согласный звук, мягкий, глухой, обозначается зелёным цветом.

13. Упражнение «Сигнальщики». Логопед называет слова из звуковой улитки, дети поднимают синие или зелёные сигналы.

14. Знакомство с буквой С. Дети определяют, на что похожа буква С.

15. Игра «Живые звуки». Дети, используя шапочки – звуки, составляют слова: СОК, САНИ, ГУСИ. Дают звуковую характеристику каждому звуку в каждом слове.

16. Итог. Сегодня мы знакомились с новыми звуками [С] и [Сь] : звук [С] - это согласный звук, твёрдый, глухой, обозначаем синим цветом. Звук [Сь] - это согласный звук, мягкий, глухой, обозначается зелёным цветом.