Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки [С], [Сь]. Буква С»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Обучение детей акустическим и артикуляционным признакам звуков [С] и [Сь]. Знакомство с буквой С;
Закрепление знаний об отличиях букв от звуков;
Обучение определению заданного звука в слове;
Обучение подбору слов – антонимов;
Обучение детей образованию имени существительного в форме Р.п.;
Обучение детей отвечать на вопрос полным предложением;
Обучение плавному слиянию звуков в открытых слогах;
Обучение звуковому анализу и синтезу.
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно - воспитательные:
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, сигнальные карточки синего и зелёного цвета, шапочки-звуки.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент. Логопед: "На занятии наши глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, руки не мешают, а только помогают, голова – думает»
Итак: чтобы начать наше занятие, давайте отгадаем загадку:
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее … «Снегурка».
Логопед: Правильно, ребята! Какая первая буква в слове «Снегурка»? – правильно С, и Вы уже наверное догадались, что на этом занятии мы будем говорить о букве и звуке С.
Логопед даёт артикуляционную характеристику звуку С .
Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала:
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
Логопед : Ребята, скажите, а чем звук отличается от буквы? Правильно! Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.
Упражнение «Какой звук повторяется в словах?»
Упражнение «Что лишнее?» (1 задание - лишние сапоги, потому что это обувь, а остальные предметы – одежда; 2 задание – лишний самолёт, потому, что это воздушный транспорт, а остальные предметы – наземный транспорт).
Упражнение «Найди недостающую фигуру» (при произнесении ответов в упражнениях «Какой звук повторяется?», «Что лишнее?», «Найди недостающую фигуру» учим детей выделять голосом звук [С]).
Упражнение «Определите наличие звука в словах».
Вопросы:
Кто ведёт поезд?
Что светит днём?
Как называется человек, который пасёт стадо?
Чем покрыто тело кошки, собаки?
Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?
Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ?
Как называются маленькие крапинки на лице?
Как называется дорога, по которой едут машины?
Упражнение «Определи место заданного звука в словах».
Упражнение «Скажи наоборот». Логопед обучает подбирать слова –антонимы со звуком [С].
Упражнение «Один - много». Логопед обучает детей образовывать имена существительные в Р.п.
Упражнение «Ответь полным предложением». Логопед закрепляет использование ребёнком в речи предлогов - на -, - под -, обучает отвечать на вопрос полным предложением, выделяя голосом звук [С].
Упражнение «Прочитай слоги».
Логопед: Ребята, вы правильно прочитали все слоги, но обратите внимания на слог СИ. Как изменился звук [С] в этом слоге.
- Правильно! Он стал мягким.
Логопед даёт артикуляционную и акустическую характеристику звука [Сь].
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка сильнее выгибается и опущен вниз, и сильнее упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
- Ребята! Что мы узнали про звуки [С] и [Сь]?
- Правильно! Звуки [С] - это согласный звук, твёрдый, глухой, обозначаем синим цветом. Звук [Сь] - это согласный звук, мягкий, глухой, обозначается зелёным цветом.
13. Упражнение «Сигнальщики». Логопед называет слова из звуковой улитки, дети поднимают синие или зелёные сигналы.
14. Знакомство с буквой С. Дети определяют, на что похожа буква С.
15. Игра «Живые звуки». Дети, используя шапочки – звуки, составляют слова: СОК, САНИ, ГУСИ. Дают звуковую характеристику каждому звуку в каждом слове.
16. Итог. Сегодня мы знакомились с новыми звуками [С] и [Сь] : звук [С] - это согласный звук, твёрдый, глухой, обозначаем синим цветом. Звук [Сь] - это согласный звук, мягкий, глухой, обозначается зелёным цветом.