СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук С. Буква С"(подготовительная к школе группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звук С. Буква С"

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте "Звук С. Буква С"(подготовительная к школе группа)»

Тема: Звуки с, сь и буква С.

Цель: выделение заданного согласного звука  в начале,

           в конце и в середине слов, из потока слов, из текста;

           понятие «слог»;

           воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков; слов из трех и четырех звуков;

           чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.

   Оборудование:  домики для  гласных и согласных звуков, буква С большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у педагога); полоски с буквами (С) (у педагога); картонные изображения домиков в 1, 2, и 3 этажа; картинки: сад, самолет, сова, лиса, собака, аист, сорока, гусак, сом, судак, оса, ласточка, соловей, утконос, слон, селедка, лесенка, лось; самолет – утка – пароход, сапоги – осы – корова, скатерть – автобус – молоко, скамейка – улитка – кровать; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами, словами и предложениями: ас, ос, ус, ис, са, со, су, оса, коса, сок, сом, сук, суп,  Мама, оса! Тут сук. У нас сок. У нас суп. У нас сом.

                                         Ход занятия.

1. Садятся на места дети, придумавшие слова со звуком с.

2. «Знакомство с буквой С». Деление слов на слоги.

Педагог уточняет цель занятия и напоминает детям звук и букву С.

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

На доску выставляются картинки, на которых изображены сад и самолет. Педагог объясняет, что слова бывают длинные и короткие. Проговаривая слово сад, педагог хлопает в ладоши один раз, произнося слово са-мо-лет – три раза. (Деление на слоги можно закрепить, подкладывая ладонь во время произнесения слов под нижнюю челюсть). Педагог объясняет, что часть слова называется слог и в слове сад 1 слог, а в слове самолет 3 слога.

3. Игра «Поселим зверей».

Педагог выставляет на доску картонные изображения домиков в 1, 2, и 3 этажа. Показывая детям несколько изображений разных животных, педагог предлагает правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове. Слова: сова, лиса, собака, аист, сорока, гусак, сом, судак, оса, ласточка, соловей, утконос, слон. После того, как все картинки расставлены под изображениями соответствующих домиков, число слогов в названиях животных каждой группы уточняется различными способами.

   Затем педагог просит выбрать животных с учетом положения звука с в их названии. Для зрительного закрепления можно вновь разделить картинки на 3 группы – выставить 3 полоски, где звук с обозначен в начале слова, в середине и в конце слова.

4. Педагог берет в руки карточку с буквой с и предлагает добавить соответствующий звук в начало слова: ехал (съехал), летел, нес, дул, мел, ходил, кинул, тер, плел.

5. Педагог ставит на доску картинки: селедка, лесенка, лось.

Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). В какой домик мы его поселим (В зеленый). Звук сь – братец звука с.

Определяется позиция звука сь в словах.

6. Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (с или сь) и в каких словах услышали дети во время ф/м.

7. Выбор слов со звуками с, сь из стихотворения.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят,

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес,

Смолкли песни, слово, смех,

Сон в страну свою унес всех…

Выбираются слова сначала со звуком с, затем со звуком сь.

8. «Ребусы».

Педагог говорит, что сейчас дети по первым звукам названий 3-х предметов, изображенных на картинках, должны будут составить новое слово, и подробно объясняет, как это делается на примере: самолет – утка – пароход (слово суп). Дети составляют односложные слова по названиям трех других предметов: сапоги – осы – корова, скатерть – автобус – молоко, скамейка – улитка – кровать.

Чтение слогов, слов и предложений: ас, ос, ус, ис, са, со, су, оса, коса, сок, сом, сук, суп,  Мама, оса! Тут сук. У нас сок. У нас суп. У нас сом.

Анализ предложений. Написать букву и слова.

− Скажите, на что она похожа?  (На кренделёк, месяц, полукруг.)

Нарисуем полукруг

Буква С (эс) возникла вдруг

Что за буква светится

 Ясным полумесяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.


Третье задание мудрого сверчка «Подбери схему к слову».

Детям раздаются картинки со звуками С и Сь в разных позициях.  И схемы слов

- Посмотрите, что нарисовано на картинках. Определите, где находится звук С или Сь в словах и подберите схемы к словам.

Дети делятся на три команды и подбирают схемы к словам стоя у столов.


Четвертое задание «Расшифруй слово»

Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. - Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Прочитать)

- Прочитать? А где здесь буквы?

- Кто сможет прочитать?

При затруднении педагог помогает.

- Называйте. Что нарисовано на первой картинке?

- Какой первый звук в слове «сок»? (С). и т.д.

- Смогли мы расшифровать слово?

- Какое слово у нас получилось? (Санки)

- Все знают, что такое санки? Для чего нужны санки? (Картинка.) (Чтобы кататься зимой с горки.) 
- Сделайте звуковой анализ этого слова! (Индивидуальная помощь.) 

Дети за партами выкладывают слово «санки» из фишек и проверяют правильность выполнения задания в парах.


Игра «Собери багаж» Определение положения места звука в слове. Работа с раздаточным материалом. 

А ведь Хомяк Саша пришел к нам не один, а со своими друзьями – это слонихи Соня и Сеня.
И пока Соня и Сеня ехали к нам, весь их багаж перепутался. Помогите собрать вещи в нужную сумку?

Какие предметы мы будем класть в первый карман? (те, которые начинаются со звука «С») а какие во второй? Какие в третий? Дети по очереди кладут картинки в нужный карман.


Игра «Расставь по полочкам». Деление слов на слоги. Соня и Сеня хотели пообедать, но увидели, что все продукты упали с полок. На какую полку мы поставим торт? (На первую, потому что в слове «торт» 1 слог). Дети помещают предметные картинки на нужные полки.


ФИЗМИНУТКА.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес. Н.Нищева.


Звукобуквенный анализ слом «СОМ», «ОСА». Ребята, какое слово спрятали Соня и Сеня? Сколько букв в слове? Какая первая? Вторая? Последняя? Выложите слово из букв разрезной азбуки. Ниже обозначьте каждую букву своей фишкой. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?