Тема: «Буква Т и звуки [т] и [т’]».
Задачи: Обучающие: закрепить изученные буквы и звуки; формировать представление о букве Т и звуках [т] и [т’]; формировать умение выделять звуки [т] и [т’] в словах; продолжать формировать понятие «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук»; продолжать формировать умение выделять первый и последний звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе слов. Развивающие: развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику; развивать физиологическое и речевое дыхание. Воспитательные: продолжать воспитывать умение вслушиваться в речь говорящего. Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, рисование. Оборудование: Конверт с письмом, игрушка-руль, предметные картинки, вагоны из картона, счётные палочки, цветные карандаши, раскраски, книжки с картинками, игрушки – коты, «кочки» с изображением предметов.
ХОД НОД: 1.Вводная часть: Ребята, сегодня к нам в группу пришло странное письмо. Нас приглашают в путешествие в страну «Букволандию». И даже пообещали прислать за нами автобус. Но вот подписи в письме нет. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие и узнать, кто же нас пригласил? (Да).
А вот и наш автобус, но чтобы занять в нём место, нужно получить билет, а для этого давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова, в которых этот звук будет стоять в начале. (А- арбуз, У-утка, О-очки, М-мама, Н-носорог, К-кот). Молодцы, ребята, занимайте свои места.
2 Основная часть: А теперь заведём автобус. (Повторяем звук Т: Т-Т-Т-Т)
Молодцы, автобус завёлся. Но чтобы он поехал, необходимо заправить его горючим. Наш автобус непростой и горючее для него требуется непростое. Его мы будем заправлять скороговорками. Повторяйте все за мной:
«Три сороки – тараторки
Тараторили на горке»
«Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щётки
Три – сегодня,
Три – вчера, три – ещё позавчера!» Вот и заправили мы наш автобус. Итак, отправляемся в путь.
А теперь скажите, на какие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). А какими бывают согласные звуки? (Твердыми и мягкими).
Первая остановка называется «Звуковая»
Какой звук повторяется в словах: кот, топот, парта, торт (Звук «Т»)
А в словах тень, пять, платье
Давайте произнесем звук «Т»
Что делает наш язык, когда мы произносим звук «Т» (стучит по бугоркам)
Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя?
Давайте попробуем спеть звук «Т» (не поется)
Значит, какой звук «Т»? (согласный), т-твердый, ть- мягкий где поселим
Игра с мячом.
Педагог предлагает детям ловить мяч только тогда, когда они услышат в слове звук т. Слова: рос, рост, ворона, ворота, ком, кот, нога, нота, ванна, вата, слон, стол и т.п.
Игра «Пассажиры» на полу листы с колесами, подобрать картинки
- Посмотрите, ребята, на столе лежат картинки, они спешат на поезд, посадите их в соответствующие вагоны:
1-ый вагон -звук Т в начале слова;
2-ой вагон -звук Т в середине слова;
3-ей вагон звук Т в конце слова.
творог, компот, вата, бинт, такси, куст, лента, самолет, тапки
Едем по стране знаний дальше .
Остановка «Звукарики». Посмотрите, ребята, в этих книжках живут звуки. Им нужна наша помощь. Они потерялись. Нужно их расселить по домикам правильно. Ребята смотрят на картинку и называют слово. Если в слове встречается звук Т, то книжку ставят на полку с синим домиком, а если Ть, то на полку с зелёным домиком.
Продолжаем путешествие.
Педагог читает стихотворение и просит искать в нем слова со звуком т:
День рождения у Толи,
Он сказал об этом в школе:
«Пусть Виталий принесет
Мне и танк, и самолет,
Автомат подарит Тая
(Тая – девочка простая),
А подружки Таня, Света
Пусть несут по пистолету!»
Толя так друзей зовет.
Ну и кто к нему придет?
При выборе слов с разной позицией звука т детям помогает карточка с передвигаемой по ней синим кругом
Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И в автобус ты садись…
Остановка «Два кота». Нам встретились два кота близнеца. Одного зовут Том, а другого Тим. Вместе составляем звуковую схему слова КОТ на мольберте. Индивидуальное задание за столами: составьте звуковые схемы слов ТОМ и ТИМ. Чем похожи схемы, чем они различаются? Молодцы!
Посмотрите, ребята, пока мы работали, между нами и автобусами, образовалось болото. Как же нам пройти. По болоту ходят по кочкам. А вот и кочки, но кочки не простые, на них изображены предметы. Чтобы перейти по кочке, нужно назвать слово и сосчитать, сколько в нём слогов. (Называют: кот, топор, тарелка, тыква, утка. Считают слоги.) Молодцы, вот и добрались до автобуса. Отправляемся в группу.
Проговаривание чистоговорок:
Та-та-та — у нас в доме чистота.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
То-то-то — стали мы играть в лото.
Ат-ат-ат- берем с собою самокат.
Ать-ать-ать- мы идем гулять.
Остановка «Знакомство с буквой Т» Вывешиваю на доску букву «Т». Из каких элементов состоит буква Т? На что она похожа?
Молоток стучит : «Тук-Тук!»
Букве Т я старый друг.
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т на крыше очутилась
И в антенну превратилась.
Ребята, а я, кажется, догадалась, это буква Т нас приглашала в «Букволандию», чтобы познакомиться.
АТ, УТ, ИТ, ОТ , ТА, ТУ, ТО.
Анализ слов: КОТ, ТОК, КИТ. Чтение слова ТУТ, ТАМ, КОТ, ТОК, КИТ.
Придумайте любое предложение со словом кот.
Чтение и анализ предложений: Мама, кот! Кот, мама!
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать
Молодцы ребята, все справились с заданием. Поехали дальше.
Вот мы и в группе.
3. Заключительная часть: Вы, ребята, молодцы! Отлично сегодня провели время, а самое главное с пользой. Вам понравилось путешествие? С каким звуком мы сегодня познакомились? А с какой буквой? На что похожа эта буква?