Конспект НОД по ОБЖ
Тема: «Огонь-друг, огонь-враг»
Цель:
Познакомить детей с историей возникновения огня, закрепить знания о роли огня в жизни человека.
Задача:
Расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни. Учить действовать во время пожара. Выучить номер телефона пожарной службы. Развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять ответы.
Материалы:
Изображение огня, «черный ящик», коробок со спичками, иллюстрации к беседе об электроприборах, номер 01.
Ход НОД:
Дети сидят на ковре. Воспитатель обращается к ним:
- Ребята, я знаю, что вы любите и умеете разгадывать загадки. Слушайте:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его, дружок, не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь)
- Правильно, дети, это – огонь (показывает изображение огня).
А как вы думаете, человеку нужен огонь? Для чего? (Ответы детей).
Выслушав детей, воспитатель рассказывает:
«Давным-давно, когда люди жили в пещерах, их согревал огонь. Затем человек научился строить дома. И чтобы разжечь огонь, он стал строить каменные очаги или печи из кирпича. Это помогало согревать дом. Потом люди придумали новое отопление – пустили горячую воду по трубам. А сделать воду горячей помогает огонь. Однако во все времена огонь был не только другом человека, но и его злейшим врагом.
- Кто из вас видел, как горит, например, дом? Очень опасна разбушевавшаяся огненная стихия – пожар. При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома и, главное, гибнут люди. Так как возникает пожар?
(Воспитатель показывает детям «черный ящик» и предлагает отгадать, что в нем находится).
Палочка тоненькая, но не игрушка.
Живет в своей коробушке,
В руки детям попадет -
Беду большую принесет (спичка)
- Да, ребята, это спичка (открывает ящик и показывает коробок со спичками).
Спички наши друзья и помощники. Но их нельзя зажигать ради забавы и бросать горящими. Тогда они превращаются в злейшего врага человека
Причиной возникновения пожара могут стать и электроприборы. Воспитатель уточняет, какие электрические приборы известны детям. Рассматривают иллюстрации, на которых изображено правильное и неправильное использование утюга, газовой плиты и т.п. Воспитатель помогает детям определить, где нарушены правила пожарной безопасности,
Итак, каждый должен запомнить правила, которые помогут избежать несчастья.
- Не балуйся со спичками и зажигалками – это одна из причин пожара.
- Уходя из дома, не забывайте выключать электроприборы.
- Ни в коем случае не зажигай без взрослых фейерверки, свечи и бенгальсике огни.
Ну, а если все же случилась беда, загорелся дом, что нужно делать?
Ребенок,
Если вдруг произошла с тобой беда,
Если появился сильный дым,
Не теряйся и не бойся никогда –
Набери по телефону 01 (воспитатель вывешивает номер).
Чтобы пожарные приняли вызов, ты должен сообщить:
- фамилию
- адрес
- объяснить, что и где горит.
2. По возможности предупреди о пожаре соседей. Они помогут тебе вызвать пожарных.
3. Помни, что дым гораздо опаснее огня. Поэтому лучше лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.
4. Если пожар в подъезде, никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
5. Старайся сохранять спокойствие – тебя обязательно спасут.
- А сейчас мы с вами поиграем, а заодно проверим, кто был внимательным и запомнил правила пожарной безопасности. (Дети встают в круг, а воспитатель по очереди каждому кидает мяч и задает вопрос, а остальные дети могут дополнять).
- Что нужно делать, если увидишь пожар?
- Можно ли оставлять одних детей в закрытой комнате? Почему?
- Почему огонь – наш друг?
- Почему огонь – наш враг?
- Назови номер пожарной части.
- Что еще нужно сообщить по телефону?
- Чем еще опасен пожар кроме огня? (дым)
- Что делать, если в квартире много дыма?
- Главное правило при любой опасности? (сохранять спокойствие).
Молодцы, ребята! Вы сегодня меня порадовали. Все такие внимательные и знающие.
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.
А сейчас, ребята, мы пойдем на прогулку, проведем там эстафеты «Тушение пожара», «Верхний этаж» и «Задымленный коридор» и посмотрим, кто из вас самый ловкий и быстрый, кто из вас может быстро одеваться, как настоящие пожарные.
(Занятие закончено, дети идут в раздевалку и быстро одеваются на прогулку – «как пожарные»).