Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 28»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе.
Тема: «Народные костюмы народов Южного Урала»
Подготовила : воспитатель Фролова И.В.
Конспект НОД в старшей группе
«Народные костюмы народов Южного Урала»
Цель:
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям народов, населяющих Россию, посредством знакомства с национальными костюмами.
Задачи:
Речевое развитие:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Национальные костюмы »;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;
Познавательное развитие:
- дать представление о народах, населяющих Южный Урал и их национальных костюмах;
- знакомить с элементами русского, башкирского, татарского, якутского, национальных костюмов;
-совершенствовать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;
- формировать познавательные действия;
- развивать воображение;
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- учить поддерживать беседу;
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать интерес к прошлому народов Южного Урала;
- воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.
- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать рассказ;
- учить называть элементы костюмов;
- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать стихотворный текст;
- воспитывать эмоциональный отклик на художественное слово;
- знакомить с народной башкирской музыкой, игрой «Юрта»
Физическое развитие:
- развивать общую моторику, координацию движений и речи;
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайдовые презентации, аудиозапись башкирской национальной музыки, карта России, настольно-печатная игра «Собери костюм», 2 платка, музейные экспонаты.
Содержание образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, в нашем детском саду мы очень много говорим о стране, в которой живём. Как называется наша страна? (ответы детей)
Какая наша Россия? (большая, красивая, богатая)
Воспитптель:
Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите на карту. Это карта материка, который называется Евразия. Евразия - самый большой материк на нашей земле, и большую его часть занимает наша страна. Красной нитью обозначена её граница.
Рассмотрите карту и скажите, какие цвета являются основными на территории России? (зелёный, синий, коричневый)
Что означают эти цвета? (Примерные ответы детей: зеленый цвет – это леса, синий – реки, моря и озера, коричневый – горы, пустыни)
Воспитатель:
Мы живем в большой стране-России. Среди ее необъятных просторов есть уголок, в котором живем мы. Это наш родной край Южный Урал. Край старинный, богатый и удивительной красоты.
Богат Южный Урал озерами и реками, горами , лесами, полезными ископаемыми да драгоценными камнями.
(Презентация. Показ слайдов, демонстрирующих красоту и разнообразие природы Южного Урала 1-4)
Воспитатель:
На Южном Урале – проживает много национальностей, но больший процент представителей русской, башкирской и татарской национальностей. И все народы рассказывают свои сказки, поют свои песни, танцуют свои народные танцы. И у каждого есть свой национальный костюм. Костюм – это часть народной культуры.
Сегодня мы поговорим об одежде, которую носили и носят народы нашей страны.(Словесно-демонстрационный рассказ с элементами беседы).
Воспитатель:
Если бы выбрать по одному человеку от каждой нации, попросить их нарядиться в свою национальную одежду и встать в общий хоровод, мы с вами не нашли бы в этом хороводе двух одинаковых костюмов. Национальная одежда каждого народа Южного Урала, нарядная, неповторимая! Она пришла из давних веков, такую одежду носили наши предки и оставляли её в наследство своим детям. Для пошива одежды использовали разнообразные ткани, меха и кожа, богатая вышивка, аппликации, украшения из самоцветных камней, серебряных монеток, бисера, тесьмы и лент – у всех были свои представления о прекрасном.
Одежда могла рассказать о своём хозяине или хозяйке: из какой они семьи – бедной или богатой, молоды ли или в преклонном возрасте, а может, это ещё ребёнок; радуются ли они жизни, или в семье произошло горе. Есть ли в семье мастерицы – рукодельницы, или все неумехи – ведь раньше каждая женщина сама шила одежду для домочадцев. Можно даже было сказать, откуда этот человек родом, потому что в разных местах проживания того или иного народа были свои собственные узоры, орнаменты, детали одежды.
Неудивительно, что есть множество музеев и энциклопедий, в которых хранятся сведения о национальной одежде, ведь она – часть нашей истории.
Воспитатель:
Русский народ, как и другие народы Южного Урала, имеют национальный женский и мужской костюмы.( СЛАЙД 5-6)
«Русский национальный костюм»
Рассмотрите их. Расскажите о женском русском национальном костюме (основу женского костюма северо-русских областей России составляли рубаха и сарафан «сарафанный комплекс». В южных губерниях России - рубаха и понёва, «понёвный комплекс»; одежда украшалась вышивкой, тканым узором, бисером и другими украшениями; лента, коруна, повязка – девичьи головные уборы; кичка, кокошник, убрус, повойник – женские головные уборы)
Расскажите о русском мужском национальном костюме (мужской костюм состоял из рубахи, подпоясанной кушаком, и портов, самый распространённый головной убор мужчин - картуз)
(Настольно-печатная игра «Собери костюм»)
«Башкирский национальный костюм» (СЛАЙД 7 )
Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром.
Воспитатель:
Ребята, у башкирского народа, как и у других народов, есть не только национальная одежда, но и национальные игры. Предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».
- Вы знаете, что такое юрта? (у кочевых народов переносное жилище конусообразной формы) (СЛАЙД 8)
Подвижная башкирская народная игра “Юрта”
Ход игры:
Под башкирскую национальную музыку дети идут по круг, взявшись за руки.
Воспитатель:
В игре участвуют четыре подгруппы , каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок за уголки и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Воспитатель:
У вас получились настоящие юрты, молодцы!
А мы продолжаем наше знакомство с народами Южного Урала и их национальными костюмами. «Татарский национальный костюм»(СЛАЙД 9)
Воспитатель:
Перед вами женский татарский национальный костюм.
Посмотрите, татарские женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилет, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитями, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора
На голову женщины надевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой из золотых нитей, бисера, пайеток.
Национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.
(Слайд 9 )
Воспитатель:
Сегодня вы узнали много нового о народах, населяющих Южный Урал. Давайте проверим, что запомнили вы о русской национальности .
3.1. Конкурс-викторина «Русский национальный костюм»
Игра «Назови элемент одежды»
Игра «Убери лишнее»
2. Что запомнили вы о татарской национальности .
Игра «Назови элемент одежды»
Игра «Убери лишнее»
3. Что запомнили вы о башкиской циональности .
Игра «Назови элемент одежды»
Игра «Убери лишнее»
Цель: закрепление знаний детей об элементах женского и мужского национальных костюмов.
Воспитатель:
Молодцы, вы справились со всеми заданиями викторины, назвали все элементы женского и мужского национальных костюмов.
Сегодня мы узнали о народах, проживающих на территории Южного Урала, и их национальных костюмах. Напомню, что каждый народ стремится к сохранению своего языка, обычаев, костюмов, традиционных занятий и промыслов. Все мы такие разные, но нас объединяет страна- Россия, в которой живём в на Южном Урале! Поэтому мы должны с уважением относиться к истории, культуре каждого народа. Уважая друг друга, мы проявляем любовь к своей стране, гордимся ею.
Наше знакомство с народами Южного Урала и их национальными костюмами подошло к концу.
Рефлексия
- Что показалось вам трудным при знакомстве с национальными костюмами ? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось?
- Какой из национальных костюмов понравился больше?