СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Народные костюмы народов Южного Урала».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям народов, населяющих Россию, посредством знакомства с национальными костюмами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Народные костюмы народов Южного Урала».»



Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 28»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области








Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе.
Тема: «Народные костюмы народов Южного Урала»









Подготовила : воспитатель Фролова И.В.



















Конспект НОД в старшей группе

«Народные костюмы народов Южного Урала»



Цель:

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям народов, населяющих Россию, посредством знакомства с национальными костюмами.

Задачи:

Речевое развитие:

- обогащать и активизировать словарь по теме «Национальные костюмы »;

- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;

Познавательное развитие:

- дать представление о народах, населяющих Южный Урал и их национальных костюмах;

- знакомить с элементами русского, башкирского, татарского, якутского, национальных костюмов;

-совершенствовать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;

- формировать познавательные действия;

- развивать воображение;

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость;

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- учить поддерживать беседу;

Художественно-эстетическое развитие:

- формировать интерес к прошлому народов Южного Урала;

- воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.

- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать рассказ;

- учить называть элементы костюмов;

- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать стихотворный текст;

- воспитывать эмоциональный отклик на художественное слово;

- знакомить с народной башкирской музыкой, игрой «Юрта»

Физическое развитие:

- развивать общую моторику, координацию движений и речи;

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайдовые презентации, аудиозапись башкирской национальной музыки, карта России, настольно-печатная игра «Собери костюм», 2 платка, музейные экспонаты.

Содержание образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, в нашем детском саду мы очень много говорим о стране, в которой живём. Как называется наша страна? (ответы детей)

Какая наша Россия? (большая, красивая, богатая)

Воспитптель:

Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите на карту. Это карта материка, который называется Евразия. Евразия - самый большой материк на нашей земле, и большую его часть занимает наша страна. Красной нитью обозначена её граница.

Рассмотрите карту и скажите, какие цвета являются основными на территории России? (зелёный, синий, коричневый)

Что означают эти цвета? (Примерные ответы детей: зеленый цвет – это леса, синий – реки, моря и озера, коричневый – горы, пустыни)

Воспитатель:

Мы живем в большой стране-России. Среди ее необъятных просторов есть уголок, в котором живем мы. Это наш родной край Южный Урал. Край старинный, богатый и удивительной красоты.

Богат Южный Урал озерами и реками, горами , лесами, полезными ископаемыми да драгоценными камнями.

(Презентация. Показ слайдов, демонстрирующих красоту и разнообразие природы Южного Урала 1-4)

Воспитатель:

На Южном Урале – проживает много национальностей, но больший процент представителей русской, башкирской и татарской национальностей. И все народы рассказывают свои сказки, поют свои песни, танцуют свои народные танцы. И у каждого есть свой национальный костюм. Костюм – это часть народной культуры.

Сегодня мы поговорим об одежде, которую носили и носят народы нашей страны.(Словесно-демонстрационный рассказ с элементами беседы).

Воспитатель:

Если бы выбрать по одному человеку от каждой нации, попросить их нарядиться в свою национальную одежду и встать в общий хоровод, мы с вами не нашли бы в этом хороводе двух одинаковых костюмов. Национальная одежда каждого народа Южного Урала, нарядная, неповторимая! Она пришла из давних веков, такую одежду носили наши предки и оставляли её в наследство своим детям. Для пошива одежды использовали разнообразные ткани, меха и кожа, богатая вышивка, аппликации, украшения из самоцветных камней, серебряных монеток, бисера, тесьмы и лент – у всех были свои представления о прекрасном.

Одежда могла рассказать о своём хозяине или хозяйке: из какой они семьи – бедной или богатой, молоды ли или в преклонном возрасте, а может, это ещё ребёнок; радуются ли они жизни, или в семье произошло горе. Есть ли в семье мастерицы – рукодельницы, или все неумехи – ведь раньше каждая женщина сама шила одежду для домочадцев. Можно даже было сказать, откуда этот человек родом, потому что в разных местах проживания того или иного народа были свои собственные узоры, орнаменты, детали одежды.

Неудивительно, что есть множество музеев и энциклопедий, в которых хранятся сведения о национальной одежде, ведь она – часть нашей истории.

Воспитатель:

Русский народ, как и другие народы Южного Урала, имеют национальный женский и мужской костюмы.( СЛАЙД 5-6)

«Русский национальный костюм»

Рассмотрите их. Расскажите о женском русском национальном костюме (основу женского костюма северо-русских областей России составляли рубаха и сарафан «сарафанный комплекс». В южных губерниях России - рубаха и понёва, «понёвный комплекс»; одежда украшалась вышивкой, тканым узором, бисером и другими украшениями; лента, коруна, повязка – девичьи головные уборы; кичка, кокошник, убрус, повойник – женские головные уборы)

Расскажите о русском мужском национальном костюме (мужской костюм состоял из рубахи, подпоясанной кушаком, и портов, самый распространённый головной убор мужчин - картуз)

(Настольно-печатная игра «Собери костюм»)

«Башкирский национальный костюм» (СЛАЙД 7 )

Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром.

Воспитатель:

Ребята, у башкирского народа, как и у других народов, есть не только национальная одежда, но и национальные игры. Предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».

- Вы знаете, что такое юрта? (у кочевых народов переносное жилище конусообразной формы) (СЛАЙД 8)

Подвижная башкирская народная игра “Юрта”

Ход игры:

Под башкирскую национальную музыку дети идут по круг, взявшись за руки.

Воспитатель:

В игре участвуют четыре подгруппы , каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок за уголки и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Воспитатель:

У вас получились настоящие юрты, молодцы!

А мы продолжаем наше знакомство с народами Южного Урала и их национальными костюмами. «Татарский национальный костюм»(СЛАЙД 9)

Воспитатель:

Перед вами женский татарский национальный костюм.

Посмотрите, татарские женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилет, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитями, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора

На голову женщины надевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой из золотых нитей, бисера, пайеток.

Национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

(Слайд 9 )

Воспитатель:

Сегодня вы узнали много нового о народах, населяющих Южный Урал. Давайте проверим, что запомнили вы о русской национальности .

3.1. Конкурс-викторина «Русский национальный костюм»

Игра «Назови элемент одежды»

Игра «Убери лишнее»

2. Что запомнили вы о татарской национальности .

Игра «Назови элемент одежды»

Игра «Убери лишнее»

3. Что запомнили вы о башкиской циональности .

Игра «Назови элемент одежды»

Игра «Убери лишнее»

Цель: закрепление знаний детей об элементах женского и мужского национальных костюмов.

Воспитатель:

Молодцы, вы справились со всеми заданиями викторины, назвали все элементы женского и мужского национальных костюмов.

Сегодня мы узнали о народах, проживающих на территории Южного Урала, и их национальных костюмах. Напомню, что каждый народ стремится к сохранению своего языка, обычаев, костюмов, традиционных занятий и промыслов. Все мы такие разные, но нас объединяет страна- Россия, в которой живём в на Южном Урале! Поэтому мы должны с уважением относиться к истории, культуре каждого народа. Уважая друг друга, мы проявляем любовь к своей стране, гордимся ею.

Наше знакомство с народами Южного Урала и их национальными костюмами подошло к концу.

Рефлексия

- Что показалось вам трудным при знакомстве с национальными костюмами ? (ответы детей)

- Что больше всего запомнилось?

- Какой из национальных костюмов понравился больше?