Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе
Цель: уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, прямоугольнике, квадрате, круге, овале.
Задачи: ознакомить детей с основными признаками геометрических фигур, учить находить геометрические образы в окружающей обстановке; развивать математические понятия о геометрических фигурах, развивать умение работать в коллективе, парами, в одиночку; развивать наблюдательность, внимание, мышление; воспитывать интерес к математике, желание помогать друг другу
Материалы: картинки Карандаша, Самоделкина, Буратино. Счетные палочки, набор плоскостных геометрических фигур, альбомный лист.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Геометрия»
вместе с Карандашом, Самоделкиным и Буратино.
Воспитатель: Друзья собрались у Карандаша. У него на столе разложено много геометрических фигур.
Воспитатель: «Ой, что это?»-спросил Буратино и показал на фигурку, у которой три угла, три стороны, три вершины.
Воспитатель: Самоделкин закричал: «Я знаю, я знаю! У меня даже загадка есть про эту фигуру! Вот послушайте:
Узнаешь сразу ты, кто я,
На нас ты посмотри.
У нас всего, у нас всего,
Естественно, по три.
Три стороны и три угла,
Еще вершины три,
Мне это нравится вполне,
Ведь …(треугольник)я!»
Воспитатель: «Совершенно верно!»- сказал Карандаш и попросил взять друзьям счетные палочки и сделать из них треугольник.
Воспитатель: Дети, возьмите палочки и сделайте из них разные по размеру треугольники. В своем наборе геометрических фигур найдите треугольники, разные по размеру.
Воспитатель: Дети, что общего у всех этих фигур?
Дети: У всех этих треугольников по три угла, по три стороны и по три вершины.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. А на что же похожи треугольники?
Дети: На крышу дома, конуры т.д.
Воспитатель: «Ой, а это что за фигура?»-снова спросил Буратино и показал на квадрат.
Воспитатель: «Я тоже знаю!-сказал Самоделкин. -И про эту фигуру у меня есть загадка:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться я рад,
А зовут меня…(квадрат)».
Воспитатель: А что интересного знаете о квадрате вы, ребята?
Дети: У квадрата все стороны равны.
Воспитатель: Карандаш просит вас составить из палочек квадраты, разные по размеру.
Воспитатель: Что общего у этих фигур? На что похож квадрат?(На стульчики, на кубики, на стены…)
Воспитатель: «Ой, здесь еще какие-то странные квадраты!-удивился Буратино.-У этих странных квадратов есть свое название, -сказал Карандаш».
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как они называются?
Дети: Прямоугольники.
Воспитатель: Правильно, дети. Молодцы. Что интересного знаете о прямоугольнике вы?
Дети: У прямоугольника две противоположные стороны равны, а не все, как у квадрата.
Воспитатель: Ребята, Карандаш просит вас составить из палочек прямоугольники, разные по размеру. В своем наборе найдите прямоугольники, разные по размеру. Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? На что похожи прямоугольники?
Воспитатель: У Буратино что-то все перепуталось в голове, поэтому он желает отдохнуть.
Физкульминутка для отдыха
Загудел паровоз
И вагончик повез:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
«Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи колесики?
Воспитатель: «А вот это круг!- радостно сказал Буратино.-Я его сразу узнал!»
Воспитатель: Карандаш предлагает сделать круг из палочек. Почему не получается сделать круг из палочек? Что интересного мы должны помнить о круге? (дети отвечают)
Дети: У круга нет углов, сторон, вершин.
Воспитатель: В своем наборе найдите круги, разные по размеру. Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? На что похожи круги?
Воспитатель: «Опять какой-то странный круг!»-с удивлением произнес Буратино.
«Опять ты все напутал!»-сказал Самоделкин и загадал такую загадку:
Мальчик круг нарисовал-убежал.
Тут слоненок проходил-наступил.
И из круга получился…(овал).
Воспитатель: «Теперь я понял!-сказал Буратино.-Это овал». Можно ли из палочек сделать овал? Почему? В своем наборе геометрических фигур найдите овалы, разные по размеру. Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? На что похожи овалы?
Воспитатель: Знаете ли вы, что квадрат и прямоугольник относятся к четырехугольникам? Почему их можно объединить в одну группу? Что получится, если фигуры составить вместе? Каждый из вас придумает картину и из геометрических фигур на альбомном листе составит ее.
(Дети самостоятельно выполняют задания).
Воспитатель: Расскажите Буратино из каких геометрических фигур вы сделали домик, солнце, елочку, бабочку, цветочек и т.д. А теперь соберите геометрические фигуры вместе. Выберите все фигуры, одинаковые по форме, по цвету, по размеру. Какие фигуры выбирали?
Воспитатель: Занятие подошло к концу, давайте поблагодарим друзей за интересное и полезное путешествие по стране «Геометрия». Вы действительно научились хорошо разбираться в геометрических фигурах и научили этому Буратино.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? Что вам было трудно сделать?