Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей со свойствами воды.
• Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, вода текуча, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт.
Воспитывающие:
• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
Развивающие:
• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются)
Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Глобус
Воспитатель: Правильно. Глобус - это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого
Воспитатель: Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: (предположительные ответы) Синий и голубой цвет- это цвет обозначения воды на глобусе.
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде.
Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без воды.
Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле. А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. А чтобы все получилось, даже в волшебной лаборатории необходимо соблюдать правила поведения:
- На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя;
- Соблюдать тишину, не мешать работать другим;
- Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.
Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к опытам, давайте немного отдохнем.
Физминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
(Дети садятся)
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на свои места.
А теперь, мы с вами приступим к первому опыту.
Опыт №1.
Воспитатель: Перед вами стоят два стаканчика один пустой, другой с водой. Возьмите стаканчик с водой и медленно перелейте воду в пустой стаканчик. Слышите, как она звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме.
Вывод: Вода – жидкая.
Опыт №2. «Вода не имеет вкуса и запаха».
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: Как это можно определить?
Дети: Понюхать, попробовать.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду.
Какая она? Душистая, пряная? Чем она пахнет?
Дети: Она не пахнет.
Воспитатель: А теперь сделайте 1 глоток воды, и скажите, какая она на вкус?
Ответы детей.
Вывод: вода не имеет запаха и вкуса.
Опыт №3. «Вода бесцветная»
У каждого на столе стакан воды, 1 стакан молока у воспитателя.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете что это у меня в стакане?
Дети: Молоко.
Воспитатель: Какого цвета молоко?
Дети: Белого цвета.
Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета?
Дети: Нет
Воспитатель: Какого цвета вода
Дети: Прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Давайте опустим в воду игрушку и посмотрим видно ли ее в стакане с водой? (ответы детей)
А теперь я опущу игрушку в стакан с молоком вы ее видите? (ответы детей) Вывод: вода прозрачная или бесцветная.
Опыт № 4. «Вода изменяет цвет».
Мы с вами узнали, что вода бесцветная, но это не значит, что она не может поменять цвет. Хотите убедиться в этом? Подвинете к себе банку с краской и кисточкой, хорошенько намажьте кисточку краской и опустите ее в банку с водой и помешайте кисточкой воду. Что произошло?
Дети: Вода меняет цвет.
Вывод: вода может менять цвет, если в нее что-то добавить.
Разминка:
Капля – раз, капля два,
Очень медленно сперва (прыжки на месте на двух ногах, медленно)
А потом быстрей, быстрей (прыжки быстро)
А мы зонтики раскрыли
От дождя себя укрыли (руки согнули над головой)
Собирайтесь капли в круг (встают в круг)
Справа друг, и слева друг (дают друг другу руки)
Все мы вместе ручеек
А теперь ручей потек (идут по кругу)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами побывали в сказочной лаборатории и проводили опыты и узнали о свойствах воды. Вам понравились опыты?
Воспитатель: Мы с вами узнали свойства воды. Какие?
1.Вода –жидкая.
2.Вода – не имеет вкуса и запаха.
3.Вода –прозрачная, не имеет цвета.
4.Вода изменяет цвет, если в нее добавить краску.
Воспитатель: Понравилось вам наше занятие. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие на сегодня закончено. Молодцы!
МБОУ «Ерцевская СШ им. С.И. Бочарова»
СП детский сад «Звездочка»
Конспект НОД по позновательно-исследовательской
деятельности в средней группе
на тему «Опыты с водой»
Подготовила: Андриянова И.А.