Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательной, продуктивной деятельности детей «Русская матрешка»
Программные задачи: познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка; закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан); формировать интерес и любовь к народному творчеству; активизировать словарь.
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», посещение выставки глиняной игрушки(дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.
Материал: демонстрационный: матрешки; раздаточный: бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей); оборудование: русский народный костюм для педагога, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.
Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу).
- Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко наша русская… (матрешка). (Ребята отгадывают)
2.Основная часть.
-Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет. (Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)
-Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?
(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)
-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России. Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка.
-А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.
Разломила пополам: Интересно, что же там? Там еще одна матрешка, Улыбается, смеется, Хоть и жаль ее ломать, Буду дальше разбирать.
- Из чего сделаны матрешки? (Из дерева)
-Значит, какие они? (Деревянные)
-Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые)
-У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.
Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»
(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
-Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.
Дети, из чего сделаны эти матрешки? (Из бумаги)
-Значит, они какие? (Бумажные)
- Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
-Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Раскрасить их)
-Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.)
-Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор, чтобы радовал он взор.
- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. (Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», также, как и веселая матрешка)
3. Заключительная часть.
- Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек? (Да )
-Почему вы так решили? (Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные).
-Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.
-Какие вы хорошие мастера. Мне пора с вами прощаться, а вы немного поиграйте с матрёшками.