СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» для детей 5 – 6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование учителем-дефектологом при проведении НОД игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, а также кинезиологических, дыхательных упражнений и балансиров.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» для детей 5 – 6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Фрагмент коррекционной непрерывной образовательной деятельности по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» для детей 5 – 6 лет

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

.

Составила: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Дудорова Ирина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида»

г. Заречный Пензенская обл.


Тема: «В гостях у Лесного Художника».

Продолжительность фрагмента НОД: 25 минут.

Цель: расширение у детей представлений о лесе и его видах, о деревьях с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные: развивать у детей представление о различных видах леса, познакомить с понятиями «лиственный», «смешанный», «хвойный»; умение находить закономерность в чередовании элементов узора и дорисовывать недостающий элемент; закреплять умение образовывать относительные прилагательные;

  • коррекционно-развивающие: развивать целостность восприятия изображения; умение удерживать широко расставленные пальцы на листе бумаги, аккуратно обводить ладонь и преобразовывать полученный контур ладони в «кленовый» лист; развивать межполушарное взаимодействие; умение удерживать равновесие при выполнении ходьбы по балансирам; раскрашивать контурное изображение предмета двумя руками одновременно; формировать зрительно-моторную координацию; прослеживающую функцию глаза; обогащать двигательный опыт детей;

  • здоровьесберегающие: формировать правильный физиологический вдох;

  • воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: магнитно-маркерная доска; магниты; засушенные берёзовые листья; корзинка с кленовым, дубовым и берёзовым листом из бумаги; 3-и берёзовых листа из бумаги с текстом заданий; мягкая игрушка зайца; подносы с разрезными картинами осенней тематики (из 6 и более элементов); картинки с изображением смешанного, хвойного и лиственного леса (формат А4); д/у «Что в пустом квадрате?» (по числу детей); листы белой бумаги разной формы и размера; простые и цветные карандаши (по числу детей); физкультурное оборудование (3-и гимнастические палки, 8-мь грелок, наполненных на 2/3 холодной и горячей водой, плетёный шнур).






Ход НОД

Этап; цели

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

Введение в деятельность

Цель: создание рабо-чего настроя на образовательную деятельность.

Время: 3 минуты





Дефектолог привлекает внимание детей к себе.

– Ребята, а что это лежит на подоконнике? (листья берёзы)

– Как они сюда попали?

– С какого дерева слетели эти листья?

– Значит они какие? (берёзовые)

– А в мою корзинку залетел разноцветный лист клёна. Значит он какой? (кленовый).

– Какой ещё лист попал ко мне в корзину? (Дефектолог показывает изображение листа дуба).

– Ребята, на дне моей корзины лежит большой берёзовый листок, на котором что-то написано. Интересно узнать что?

(Дефектолог читает вслух послание: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в гости. Жду всех в лесу, в котором растут разные деревья. Лесной Художник. А путь вам укажут мои подсказки».)

– Принимаем приглашение?

– А как называется лес, в котором произрастают деревья разных пород? (смешанный лес).

– А чтобы попасть в этот лес, предлагаю выполнить следующий «волшебный» ритуал.

Упражнения «Перекрёстное движение рук» (одновременно дотронуться правой рукой до левого уха, а левой рукой – до правого (крест-на-крест)).

Цель: развитие межполушарного взаимодействия; межполушарных связей;

синхронизации работы полушарий; общей моторики.

– Вот мы и в лесу.

– Подышим лесным воздухом!

Дыхательное упражнение «Деревце» (короткий шумный вдох с одновременным разжиманием пальцев рук и короткий выдох с одновременным сжиманием пальцев рук).

Цель: формирование правильного физиологического вдоха.

– Ребята, как называется лес, где растут разные деревья? (смешанный). Показ картинки с изображением смешанного леса.

–Что растёт на ветках у клёна, дуба, берёзы? (листья)

– Как можно называть такой лес? Показ картинки с изображением лиственного леса.

(Если дети затрудняются ответить, ввожу новое понятие «лиственный»)

– А какие листья у сосны? (иголки)

– Кто знает, как ещё можно назвать сосновые иглы? (Если дети затрудняются ответить, ввожу новое понятие «хвоя»)

– И если в лесу у всех деревьев хвоя, то, как можно назвать такой лес? (хвойный). Показ картинки с изображением хвойного леса.

– Ребята, напомните, пожалуйста, в какой лес нас пригласил Лесной Художник? (в смешанный)

– Я вижу узкую тропинку. Узнаем, куда она ведёт?

Дети заняты свободной игровой деятельностью.




Предположительные ответы детей.





Дети отвечают на вопросы дефектолога.






Предположительные ответы детей.







Дети принимают приглашение персонажа.







Дети точно выполняют кинезиологическое упражнение в соответствии со словесной инструкцией дефектолога.







Дети выполняют дыхатель-ное упражнение по Стрельниковой.














Дети хором проговаривают прилагательное «лиственный»




Дети хором проговаривают относительное прилагательное «хвойный».



Дети отвечают на вопросы учителя-дефектолога.


II

Основная часть

Цель: получение новых знаний, умений; разви-тие межполушарного взаимодействия; общей и мелкой моторики.


Время: 20 минут.





Ходьба «По узкой тропинке» (ходьба боковым приставным шагом друг за другом по гимнастическим палкам, выложенным на полу ломаной линией).

Цель: развитие равновесия, координации движений при ходьбе боком по ограниченной плоскости приставным шагом.

Дети проходят к столу, на котором стоят подносы с разрезными картинками (из 6-ти и более элементов). На край стола прикреплён «берёзовый лист» с новым заданием. Дефектолог читает: «Ребята, помогите, пожалуйста, собрать в целое мои рисунки, которые Непоседы-Ножницы разрезали на части. Л.Х.»

– Ребята, что же делать?

Д/и «Разрезные картинки» (из 6 и более элементов)

Цель: развитие целостности восприятия изображений и зрительно-моторной координации.

.Дефектолог предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать целую картинку по образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей, подготовлены дополнительные задания.


Дети правильно выполняют упражнение.






Дети встают вокруг стола.








Ребята предлагают свою помощь (собрать целое из частей).







Дети собирают разрезные картинки.


Дефектолог:

– Молодцы, ребята! Готовы идти дальше?

– Хотите узнать, куда нас приведёт эта извилистая дорожка?

Ходьба «Перекрестные шаги» (локтем левой руки потянуться к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснуться его; затем локтем правой руки потянуться к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснуться его. Повторить упражнение 7 – 8 раз; дышать в обычном темпе).

Цель: гармонизация работы левого

и правого полушарий; развитие равновесия, координации движений при ходьбе перекрестным шагом по прямой.

Дети проходят к столу, на котором

лежат карточки для д/у «Что в пустом квадрате?».

К краю стола прикреплён второй по счёту «берёзовый лист» с новым заданием. Дефектолог читает: «Ребята, я украшал ковры узорами из листьев. А Ветерок-проказник подул и по одному листу с каждого ковра улетело. Кто же мне поможет завершить работу? Жду вас в гости! Л.Х.»

Д/у «Что в пустом квадрате?» (по заданному чередованию элементов узора).

Цель: развитие зрительного восприятия, логического мышления; умения находить закономерность в чередовании элементов узора и дорисовывание недостающего элемента.

Дефектолог предлагает выбрать любой образец («ковёр»), внимательно рассмотреть, выявить закономерность в чередовании элементов узора и дорисовать недостающий. Предлагает дорисовать на листьях прожилки. Наблюдает за выполнением задания. Закрепляет понятия «лиственный лес», «хвойный лес».


Дети отвечают на вопрос.






Ребята выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие и координацию при ходьбе перекрестным шагом по прямой).










Дети находят лист-подсказку.




Ребята предлагают свою помощь.


Дети внимательно рассматривают образец, находят закономерность в чередовании элементов узора и дорисовывают недостающий элемент.





Дети хором проговаривают относительные прилагательные «хвойный», «лиственный».

Дефектолог:

– Молодцы, ребята! Вы такие талантливые и внимательные художники!

– Готовы отправиться в путь? А я вижу впереди «кочки». Их нужно перешагивать, высоко поднимая ноги. Идти следует осторожно, чтобы не упасть.

Упражнение «По кочкам» (балансир) (грелки, наполненные водой, лежат на полу в ряд через расстояние ними 15 – 20 см).

Цель: развитие координированных движений рук и ног, равновесия в процессе ходьбы по балансирам.

Дорожка приводит детей к столу, на котором лежат листы белой бумаги разной формы и размера, простые и цветные карандаши.

К краю стола прикреплён второй по счёту «берёзовый лист» с новым заданием. Дефектолог читает: «Ребята, ответив на мой вопрос, я узнаю кто самый наблюдательный: лист какого дерева самый разноцветный? (ответы) По форме он похож на руку человека (ответы). Ответ я предлагаю вам нарисовать с помощью ладони и простого карандаша. Лесной Художник»

– Как же можно рисовать с помощью ладони?

– Ребята, предлагаю подготовить руки к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал…»(по показу).

Цель: развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, мелкой моторики.

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

Рисование кленовых листьев (простым карандашом с помощью ладони)

Дефектолог наблюдает за выполнением работы детьми. Предлагает дорисовать прожилки и черешок у кленового листа.

Раскрашивание контурного изображения кленового листа сразу двумя контрастными цветными карандашами (в соответствии с окраской осеннего листа) двумя руками одновременно.

Появляется Заяц-Художник. Наблюдает за работой детей, благодарит их за помощь. Воспитанники передают ему свои работы-отгадки.





Ответы дошкольников.








Дети выполняют упражнение, стараясь сохранить равновесие во время ходьбы по балансирам.


Дети находят ещё один лист-подсказку.















Дети предлагают свои варианты работы.




Дети выполняют пальчиковую гимнастику по показу педагога.











Дошкольники обводят на листе бумаги свою ладонь, затем преобразуют её в лист клёна и раскрашивают двумя разными по цвету карандашами двумя руками одновременно.

III

Релаксация

Цель: «возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.


Время: 2 минуты.

– Ребята, нам пора возвращаться в детский сад!

Заяц-художник:

– Ребята, чтобы быстрее вернуться в группу и не заблудиться, предлагаю ещё раз использовать «волшебный» ритуал! Дети прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются» в детский сад.

Упражнения «Ухо – нос» (одновременно дотронуться правой рукой до левого уха, а левой рукой – до кончика носа; затем поменять положение рук: левой рукой до левого уха, а правой рукой – до носа (крест-на-крест)).

Цель: развитие межполушарного взаимодействия; межполушарных связей;

синхронизации работы полушарий; общей и мелкой моторики.

– Вот мы и вернулись в свою группу.

– Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу?

– Какое задание для вас было трудным?

– Со всеми трудностями вы справились, молодцы!












Воспитанники выполняют кинезиологическое упражнение (до 7 раз).













Дошкольники отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.