4
Цель: развитие потребности в речевом общении у детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова.
Задачи:
Приобщать к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (песен, загадок, пословиц, потешек)
Учить правильно выполнять подражательные движения при обыгрывании повадок героев произведений; шлёпать ладонями обеих рук по тесту, придавая ему форму оладушка.
Продолжать знакомить с тестом, его свойствами.
Активизировать в речи слова «котя-коток», «котя-лобок».
Формировать представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства с фольклорными произведениями.
Развивать речевую аетивность детей, добиваясь правильного и чёткого произношения слов; общую и мелкую моторику, восприятие, эмоциональный отклик на произведения фольклорного жанра посредством отобразительной игры.
Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, выполнять совместные движения; стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение.
Стимулировать возникновение сопереживания персонажам фольклора
Воспитывать стремление ребёнка активно вступать в общение; повышать интерес к фольклорным произведениям.
Предварительная работа: разучивание потешек, знакомство с бабушкой Забавушкой, лепка из теста.
Материал: атрибуты русской избы, макет печи, костюмы кота и бабушки – Забавушки, кукла – малыш, тесто.
Содержание НОД:
Дети с музыкальным руководителем заходят в зал, исполняют 1 куплет песни «К нам гости пришли» (Музыка А. Александрова. Слова М. Ивенсен)
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
Муз. руководитель: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите к бабушке,
Бабушке Забавушке.
Она в гости вас звала,
И в избе уж прибрала.
Коррекционная дорожка.
За ширмой появляется бабушка – Забавушка.
Воспитатель:
Добрый день, гости званные и желанные.
Рада я гостям как добрым вестям.
Будут угощенья всем на удивленье.
Я уже и тесто приготовила.
Воспитатель выкладывает тесто на поднос, предлагает малышам потрогать его.
Воспитатель: Какое оно мягкое, тёплое. (Дети повторяют слова.)
- А сейчас, гости дорогие, располагайтесь поудобнее за столиками. Начнём с вами готовить оладушки.
Пальчиковая гимнастика.
Месим, месим тесто.
Нет ему в кастрюле места.
Тесто с мёдом, молоком,
С маслицем, дрожжами.
Тесто месят кулаком,
Мнут его руками.
- А теперь, смотрите: я беру тесто в руки, шлёпаю ладонями обеих рук по тесту вот так, превращая в оладушек. А теперь вы берите тесто, кладите на ладошку, прихлопывайте другой рукой.
Действия детей сопровождаются чтением потешки.
Ой, ладушки, ладушки.
Испечём оладушки!
В печку поставим,
Готовиться заставим.
А остынут — поедим.
И кота мы угостим.
Угощенья ставятся в печку, дети садятся на скамейку.
Воспитатель: Хорошо у нас в избе печка топится,
За веселым разговором дело спорится.
Кто скажет потешки конец, тот и будет молодец.
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Дети: Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?
Воспитатель: Встанем дети в хоровод.
Игра веселая нас ждет.
Игра
Слышен детский плач.
Воспитатель: Ой, ребятки, как хорошо, что вы ко мне пришли. Мой внучок Ванечка никак не хочет спать. Слышите, как он плачет?
- Ребятки, как же можно успокоить Ванечку? (Покачать.)
Ваня плачет, не унять,
Помогите укачать.
Воспитатель качает младенца и поёт:
Баю-бай, баю-бай,
Ваня, глазки закрывай.
- Мила спой песенку для Вани.
- Давайте все вместе споем…
Воспитатель: Плачет Ванечка, не может успокоиться. Что же нам делать? Кто же нам поможет? А давайте мы с вами позовём на помощь моего кота Васю. Вот он лежит на печи.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок.
Приди, котя, ночевать,
Нашу детку покачать.
Дети зовут: «Котя, котя!» (кот не появляется)
Воспитатель: Ребята, давайте позовём кота ласково «Котя-коток», «котя — серенький лобок»!
Дети повторяют. Появляется кот Вася, напевая колыбельную:
Баю-бай, баю-бай,
Ваня, глазки закрывай.
Воспитатель: Саша, иди, покачай Ванечку вместе с котиком. (То же делают двое или трое детей.)
Младенец уснул.
Воспитатель: Спасибо тебе, Вася, и вам, ребятки. Помогли мне укачать Ваню.
А вот и угощенья готовы (достает из печи). Угощайтесь на здоровье!
Бабушка Забавушка провожает детей в группу.