СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект нод по развитию речи "по дорогам сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по развитию речи дошкольников с опорой на русскую народную сказку. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект нод по развитию речи "по дорогам сказок"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида №38 «Радуга»

141080, Московская область, г.о. Королёв, проезд Макаренко, дом 4, телефон: 8(498)602-91-06

141076, Московская область, г.о. Королёв, улица Мичурина, дом 21Г, телефон:8(495)519-13-23















Конспект ООД в области речевого развития

Тема: «По дорогам сказок».

















Воспитатель подготовительной к школе группы

7 «Светлячки»: Гаврычева Е.П.



г.о. Королёв, МО

2020 г.

Тема: «По дорогам сказок».

«Путешествие по русским народным сказкам»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет
Форма: Организованная образовательная деятельность
Форма организации: Фронтальная
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

-Образовательные задачи: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок. словарь

-Развивающие задачи: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

-Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».


Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Виды деятельности:

игровая, коммуникативная, двигательная, художественная

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Приемы и методы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физкультминутка, мимическое упражнение).






Ход НОД:


Структура занятия

Деятельность воспитателя (основные приемы работы)

Деятельность детей (предполагаемая)

I

Вводная часть

1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

Дети образовывают круг и берутся за руки.

2. Артикуляционная гимнастика


(Выполняются упражнения для губ «Улыбка», «Воздушный поцелуй»)

II

Основная часть

3. Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки?
- Почему вы их любите?
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

-Сказки передавались от одного человека к другому, поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?
- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем.

«Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?

Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)

-Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.




(потому что, их сочинил народ).









(дети рассуждают, высказывают свои предположения).

4. Игра «Назови сказки»:

Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно- потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.

«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»

- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

(дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку)
(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова)

(клубочек покатился к сундучку).

5. Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета?








(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)


(красная)

6. Моделирование сказок

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!

«Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»
Воспитатель:
- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета?

- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

(Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги)

(Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев).


(оранжевого).

7. Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».




8. Дидактическая игра «Помогите!»

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь!
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!»

«Помогите! Я сломал домик зверей!»
«Помогите! Я превратился в козленочка!»

«Помогите, у меня оторвался хвост!»


«Помогите! Я превратилась в облачко!»
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета?
- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

(Идут, подходят к стульчикам, садятся).












(«Три медведя»)


(«Теремок»)

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

(«Лисичка сестричка и серый волк»)


(Снегурочка»)



(Желтого)




9. Физкультурная минутка "Сказки"
Вот ее мы посадили
И водой ее полили
Вырастала репка хороша и крепка
А теперь ее потянем
И из репы кашу сварим
И будем мы от репки здоровые и крепкие

имитация движений по тексту



10. Угадывание иллюстраций

Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
- Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета?

- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

































(Зеленого и голубого).



11. Загадки

- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)
3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)
5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)
6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?
























(синего)



12. Игра: «Ты мне – я тебе».

- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
Например:

корова – сказка «Крошечка-Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!-
Воспитатель:
- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета?

- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета?
- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап, снурре!».

Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.






(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.)


(фиолетового)

III

Заключительная часть

Рефлексия:
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.


















«Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги?

Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра

разбросать их по Стране сказок!

Ищите, может, найдете!

Но помощи от меня не ждите!»



Сказка «Катя и три волка»


Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька.

Пошла Катя одна в лес и заблудилась.

Плутала она по лесу и набрела на избушку.

А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту.

Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать.

Поела каши из тарелок, посидела на стульях,

а потом легла спать на самую маленькую раскладушку.

Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем,

что кто-то хозяйничал в их доме.

Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала.

Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.





«Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а посмотрите на этот кубик. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете узнать героев, из какой они сказки, расколдуете их - получите еще одну страницу!»



Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь,

но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!»

«Помогите! Я сломал домик зверей!»
«Помогите! Я превратился в козленочка!»
«Помогите, у меня оторвался хвост!»

«Помогите! Я превратилась в облачко!»

Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться!

Давайте посмотрим, куда он покатится.

(Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки
- Чему учит нас эта сказка?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

- показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди».

Как называется эта сказка?

Почему гуси-лебеди унесли братца?

Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка?

Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

- показывает иллюстрацию из сказки
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?



Любите отгадывать загадки?

Если отгадаем все загадки,

Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?

( Баба-Яга)
3. Какое животное пришло жить вторым

в сказочный Теремок?
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля

и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)
5. В какой сказке есть слова:

"Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)
6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)




Игра: «Ты мне – я тебе».

- Клубок зовет нас вперед!

Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать

нашу книгу.
- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
Например:

корова – сказка «Крошечка-Хаврошечка».
Коза -…;

Медведь -…;

Волк -…;

Гуси -…;

Лиса -…;

Курица -…;

Заяц-…;

Лошадь…



Собери картинки – пазлы из сказок и назови сказку.