Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ермаковский детский сад «Теремок»
Джанкойского района Республики Крым
296123 Республика Крым, Джанкойский район, с. Ермаково, ул. Крымская, 24
Телефон +79788473449, E-mail: ermakovsayaskool@mail.ru
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
«Заколдованное солнце»
Подготовила
Воспитатель МДОУ «Ермаковский детский сад «Теремок»
Дембровская К. Ю.
2019 г.
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованное солнце»
Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников.
Способствовать развитию наглядно-образного, логического мышления; памяти, воображения детей. Активизировать словарный запас детей, развивать речь.
Задачи.
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
Обогащать словарь детей.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Оборудование. Игрушка Медведь;
Магнитная доска;
картинки: лиса, яблоко, кролик,кузнечик,хомяк ;
солнышко с лучиками ;
карточки с заданиями;
сундучок;
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!!!
Прежде чем мы начнем наше занятие нужно вспомнить правило.
Каждый день всегда, везде
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»
Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Послушайте загадку.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Воспитатель: Да это медведь, но необычный, а сказочный.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это Михаил Потапович. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?
Дети. Пришел.
Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?
Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Медведь прилетел, то на чем он мог это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Михаил Потапович говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны.
Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Михаил Потапович со всеми своими сказочными жителями просят им, помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь?
Дети. Да!
Воспитатель: Достает из сундучка первое задание. Составьте загадку .
Ребята составить загадку помогут вам картинки с изображением предмета, о котором нужно придумать загадку и схемы.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели-схемы составления рассказов и предлагает детям составить загадку.
Все значения признаков воспитатель записывает в левой части таблицы, а в правой части зарисовывает объект.
Что это?
Какой он по цвету?
Что бывает таким же?
Какая особенность?
Что бывает таким же?
Где растет или живет?
Что бывает таким же?
Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите Михаилу Потаповичу запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Но Не ».
Воспитатель. Ребята мы свами выполнили первое задание, и первый лучик возвращается на свое место. Воспитатель достает из сундучка второе задание.
Второе задание называется «Волшебный поясок». Перед Вами расположены карточки с разными изображениями, среди которых загадано одно. Вам, ребята необходимо отгадать задуманную картинку, с помощью вопросов, ответ на которые может быть только «да» или «нет»
Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы тоже справились, и ещё один лучик вернулся на место. Нашему гостю очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Воспитатель достает из сундучка третье задание, но прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.
Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник»
Во дворе растет подснежник
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Рядом, с ним, другой похожий,
К солнцу тянется, он тоже. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперед,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперед и назад)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место (Дети садятся)
Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять задания. Следующее задание такое: «Объяснялка»
На столе разложены картинки, детям необходимо установить их последовательность и составить по ним рассказ.
Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, какое задание приготовил еще для нас сказочный мишка. Колдунья прочитала сказку «Колобок» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.
Воспитатель: - Жили – были Дед и Баба, и решили они испечь Рогалик:
Дети: - Не Рогалик, а Колобок.
Воспитатель: Ах, да Колобка. Спекли и оставили его на столе остывать.
Дети: Не на столе, а на окошке.
Воспитатель: Правильно. Колобок лежал, лежал и ускакал.
Дети: Не ускакал, а укатился.
Воспитатель: Катится он по полю, катится...
Дети: Нет не по полю, а по дорожке.
Воспитатель: Катится он по дорожке, а на встречу ему змея...
Дети: Не змея, а зайчик.
Воспитатель: Зайчик и говорит: «Колобок, колобок пойдем гулять..».
Дети: Не гулять, а «я тебя съем».
Воспитатель: а Колобок ответил, «не ешь меня я тебе песенку спою.. И укатился дальше по дорожке. Попалась ему на встречу лиса, которая плохо видела..»
Дети: нет, она плохо слышала..
Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места, и еще один лучик вернулся на свое место.
Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание. Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в сказочном королевстве станет весело. Солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Михаил Потапович, очень благодарен вам за помощь. Ему нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку. Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли.