Придумывание завершения рассказа «Как Миша варежку потерял» Л. Пеньевская.
Цель: Знакомство детей с рассказом «Как Миша варежку потерял», формировать умение составлять рассказ по заданному началу.
Образовательные задачи:
- учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем; не повторяя содержания рассказов других детей;
- активизировать в речи детей союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов); - упражнять в употреблении слов и слогов, произнося их четко и внятно, расширять словарный запас.
Развивающие задачи:
-развитие связной речи (развитие сюжета);
-творческого рассказывания; -развивать внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к рассказчику, культуру поведения слушателя.
Словарная работа: варежка, взобрался, покатились, санки и т. д.
Словесные: малоподвижная ига «Нам купили варежки» (с варежкой, чтение рассказа «Как Миша варежку потерял», беседа воспитателя с детьми по тексту.
Наглядные: Рассказ «Как Миша варежку потерял» (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., иллюстрации к рассказу.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам в группу утром приходил почтальон и передал мне для вас письмо. Давайте мы его прочитаем.
«Здравствуйте ребята! Пишет вам Незнайка. Я хочу, чтоб вы мне помогли закончить рассказ «Как Мишка варежку потерял» и чтоб я смог поучаствовать в конкурсе, который проводит Знайка «На самую интересную концовку рассказа». Самому мне не справиться. С уважением Незнайка»
Воспитатель: Задание нам предстоит тяжёлое. Для его выполнения нам надо хорошенько разбудить все клеточки в нашего мозга, поэтому прежде чем мы начнём, давайте поиграем. Скажите мне, какое время года у нас скоро наступит? (через 1 неделю)
Дети: Время года зима
Воспитатель: Правильно, а игра, в которую мы поиграем, называется «Третий лишний»
Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Продолжим играть, но теперь кто правильно ответит, тот садится на стул.
Игра называется «Скажи наоборот»
• Зима холодная, а лето? (тёплое)
• зимой солнце низко, а летом? (высоко)
• зимой люди надевают шубы, а летом? – (куртки)
• Зимой медведь спит, а летом? (бодрствует)
• зимой дни короткие, а летом? (длинные)
• Дедушка старый, а внук (молодой)
• Дерево высокое, а куст (низкий)
• Дорога широкая, а тропинка (узкая)
• Перо легкое, а гиря (тяжёлая)
• Пирожное сладкое, а лекарство (горькое)
• Ночью темно, а днем (светло)
• У волка хвост длинный, а у зайца (короткий)
• Чай горячий, а лед (холодный)
• Камень тяжелый, а пух. (легкий)
Молодцы все справились.
А теперь давайте, скорее прочитаем рассказ, который Незнайка просит закончить. Рассказ называется «Как Миша варежку потерял»
Чтение рассказа.
- Ребята, сейчас я прочитаю рассказ второй раз, а вы выпрямили спинки, ручки положили на коленочки, ушки свои приготовили и внимательно слушаем!
Бабушка связала Мише новые красные варежки.
Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят, они шумели, смеялись.
Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся.
Санки быстро покатились. «С дороги!» - крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что – то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора.
Вопросы по содержанию:
• О ком говорится в рассказе?
• Что связала бабушка Мише?
• Куда побежал Миша?
• Кто еще был около горы?
• Что сделал Миша?
• Кому и что крикнул Миша?
• Что мелькнуло в воздухе?
• Куда умчали санки Мишу?
• Помог ли кто-нибудь найти варежку? Или Миша сам ее нашел?
Воспитатель: А теперь я ещё раз читаю рассказ, а вы слушайте и придумывайте, как же вы его закончите.
Повторное чтение.
- Ребята, а сейчас, я предлагаю вам придумать, что произошло дальше, и чем закончилась эта история с варежкой. Подумайте и расскажите об этом.
Что еще могло произойти с Мишиной варежкой? (подсказать различные варианты «Может быть, варежка зацепилась за куст? Может быть, ее утащил щенок?»).
Воспитатель вызывает двух детей и предлагает им договориться о том, кто будет начинать рассказ и кто заканчивать.
Дети пересказывают рассказ со своей концовкой.
Игра – массаж «Одеваемся теплее»:
Купили нам варежки (гладят руки по очереди),
И, конечно, валенки (гладят обе ноги одновременно),
Шубу теплую наденем (поглаживают тело),
Шапку – потеплее (поглаживают голову).
И пойдём все вместе
Мы гулять скорее!
Мы шагаем по сугробам (дети идут друг за другом, высоко поднимая колени),
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу
Далее с рассказами выступают еще одна, две пары. Одному ребенку можно предложить самому выбрать себе партнера.
Воспитатель: Ребята нам надо записать самую интересную концовку рассказа, чтобы отправить её Незнайке, он в письме просил об этом помните? Кто из ребят придумал самую интересную концовку?
Проводится оценка рассказов. Дети выбирают самую интересную.
Воспитатель: А теперь я запишу эту концовку и отправлю Незнайке.
Воспитатель записывает концовку на листочке и запечатывает её в конверт.