СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа М.Пришвина"Золотой луг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с писателем М.Пришвиным и его рассказом "Золотой луг". Развивать кругозор, речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа М.Пришвина"Золотой луг"»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

ТемаПересказ рассказа МПришвина «Золотой луг».

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

Словарь и грамматика: познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать; учить подбирать определения и сравнения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.

Развивающие задачиразвивать у детей слуховое внимание; умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.

Оборудование:

Портрет М. Пришвина, картинки с изображением одуванчиков, план-схема рассказа, опорные слова для пересказа, перчатка, изображение цветущих лугов, музыкальное произведение Ю. Антонова "Не рвите цветы" муз. произведение Э. Грига " Утро".

Ход занятия:

(Воспитатель собирает детей на ковре) Ребята я сегодня принесла вам волшебную коробочку, отгадайте что в ней. Проводится игра " Да - нет".(в коробочке одуванчик).

- В какое время года цветет одуванчик? Ранней весной из под снега? Это первоцвет?

- В каком месяце цветет одуванчик?

Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года? А значит сейчас что цветут?

«Сегодня я расскажу вам много нового и интересного, вас ждёт впереди маленькое открытие, а также вы познакомитесь с новым автором и его произведением. -

Сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово»

-Придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? Конечно, одуванчик может быть жёлтым, белым, пушистым, лёгким.

С чем вы можете сравнить одуванчик? Одуванчик похож на парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко

-Подберите определения к слову «цветы». Верно, цветы могут быть душистыми, ароматными, нежными, хрупкими, маленькими, крупными.

-Цветы растут в поле, значит это полевые цветы.

-Цветы растут в комнате, значит это…

-Цветы растут в саду, значит это…

-Цветы растут на лугу, значит это…

А как можно сказать про луг на котором растут цветы? Какой он? Верно, цветущий, весёлый, яркий, весенний., золотой. -Все верно ребята.

-А сейчас я расскажу вам об удивительном человеке. Больше всего он любил детей и природу.

Теперь ребята мы садимся тихонько на стульчики. (Дети садятся).Взгляните на его портрет. Это Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение «Золотой луг». Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о каких цветах написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин

В летний солнечный денёк,

Золотой расцвёл цветок.

На высокой ножке

Всё дремал он у дорожки,

А проснулся-

Улыбнулся:

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь

Тише ветер луговой.»

-Вы, конечно, догадались, о каких солнечных цветах написан рассказ? Верно, об одуванчиках. (Показываю фотографии одуванчиков.)

-Располагайтесь поудобнее и послушайте рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг» (чтение рассказа).

-Ребята, а вы заметили, что в рассказе автор употребил слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни? Давайте подумаем и выясним, что они могут обозначать?

-Промысел, как вы думаете, что это слово может обозначать? (Ответы детей)

-Промысел-это добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли они там добывать?

-Слово «в пяту», как вы думаете, что оно может обозначать? (Ответы детей.)

-Слово «в пяту» обозначает идти друг за другом, сзади. В рассказе это слово встретилось нам в предложении: «Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел он впереди, я в пяту.»

Разбираем слова дальше. Слово «фукну» встречается нам в предложении«Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.» Ребята, как вы думаете, что означает слово «фукну»(Ответы детей.)

Слово «фукну» означает дунуть. Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? А давайте тоже фукнем

-Что такое забава? Слово «забава» означает игра, развлечение. Как вы понимаете выражение «постоянная забава»?

-С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.) В рассказе об этом говорится так: «Тогда я пошёл, отыскал одуванчик и, оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.»

-Вот так и одуванчики на ночь сжимают свои лепестки, а утром раскрывают их. (одеваю перчатку демонстрирую) .

-А сейчас вспомните содержание рассказа и ответьте мне на вопросы:

-- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ или стихотворение?

- Почему вы думаете что это рассказ(В нем нет волшебства. Там всё, как в жизни)

-Почему рассказ называется «Золотой луг»(Потому что весь луг был жёлтый.)

-Почему он был весь жёлтый, золотой(Потому что на нём росло много одуванчиков.)

-Куда обычно ходили братья? (На промысел.)

-Ребята, а что значит «в пяту»? Что имел в виду автор? (Значит шёл за братом, след в след.)

-Какая забава была у мальчиков? (Дуть созревшими одуванчиком в лицо друг другу.)

-Какое слово изобрели ребята? (Фукну, фукнет.)

-Что значит «созревают одуванчики»(Когда жёлтые лепестки сменяют белые пушинки.)

-Как автор называет одуванчики? (Неинтересные цветы.)

-А что значит неинтересные цветы? (Простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.)

-Куда утром пошёл один из братьев? (На рыбалку.)

-Что он заметил? (Луг был не золотой, а зелёный.)

-Какое наблюдение провёл мальчик? (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером.)

-На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)

-С чем сравнивает Михаил Пришвин лепестки одуванчика(С пальчиками на ладонях.)

-Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются.)

-Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали.)

Теперь давайте отдохнем

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик (приседают, потом медленно поднимаются).

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит (разбегаются в разные стороны,

Всё вокруг зашелестит (говорят «ш-ш-ш-ш»).

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

И сольются с небосводом (берутся за руки и идут по кругу).

-А сейчас мы должны вспомнить имя мальчика, про которого говорится в рассказе. Как зовут автора этого рассказа? Правильно, Михаил. А когда он был маленьким, его звали Миша. Вы будете говорить: «Не я с братом, а Миша с братом. Не я пошёл удить рыбу, а он пошёл удить рыбу.»

(вывешиваю мнемо - схему). Ребята зачем нам нужна эта схема?

-(Пересказываю сама рассказ с опорой на схему).

-Пересказ детей с опорой на схему (3 детей можно по цепочке)

Молодцы ребята.

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ(Да) -Вспомните, с каким произведением какого автора вы сегодня познакомились? -Какое же открытие вы для себя сделали? Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.

Ребята, а какое у вас сейчас настроение?

А как вы думаете с помощью музыки можно создать хорошее настроение? Я хочу что бы вы послушали музыкальное произведение Э. Грига" Утро". Оно рассказывает о рождении цветка.

Звучит музыка, воспитатель говорит и вместе с детьми выполняет движения.

Попробуйте представить чудесный весенний день. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. (дети садятся на корточки руки и голову опускают).Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. (поднимают голову, расправляют корпус, руки отводят в стороны, расцвел цветок.)

Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем. (голову слегка откидывают, медленно поворачиваются за солнцем, глаза полузакрыты, улыбаются.)

Давайте не будем срывать цветы, а будем любоваться их красотой, как это делал писатель Михаил Пришвин.