Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Посуда»
Выполнила: Иванова Е.А.
Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда». Задачи: 1. Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; уметь употреблять в речи существительные в уменьшительно – ласкательной форме. 2. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление. 3. учить дифференцировать посуду по видам (кухонная, чайная, столовая).
Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание картинок по теме. Отгадывание загадок на тему посуда.
Ход занятия
- Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга. (приветствие)
- А теперь послушайте загадку.
Она бывает разная стеклянная, деревянная, металлическая, керамическая.
В цветочек и горошек.
Но всем нужна для одного. Покушать вкусно из неё. (Посуда.)
- Ребята к нам в группу пришли письма.
1. Ребята, что это такое? (Показывает кастрюлю.) А кастрюля какая, что вы можете о ней сказать? (Большая, белая, металлическая.) Что есть у кастрюли? (Ручки, крышка.) Для чего используется кастрюля?
2. А это что? (Чашка.) А какая чашка? (Белая, с цветочками.) Для чего она? (Для чая, компота.)
3. А это что? (Чайник.) Какой он? (Большой, маленький и т. д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.) Для чего нужен чайник.
Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы (сковорода).
- Ребята, мне кажется, что мы засиделись, давайте отдохнем.
Физминутка
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Ребята давайте проверим вашу внимательность.
- Посмотрите, у каких предметов есть ручки? (Чайник, чашка, кастрюля, сковорода).
- А у каких предметов есть крышки? (Кастрюля, чайник.)
- А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (Тарелка.)
- Чем похожи тарелка и сковородка? (Круглые.)
- Вот сколько много вы рассказали об этих предметах. А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковорода? Тарелка? Чашка?
3. Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть из неё. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким? (Посуда.) Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
Ребята, я хочу вам рассказать, что посуда бывает разная по назначению.
Воспитатель: - Назовите посуду, в которой готовят еду (Дети – это кастрюля, сковорода)
Воспитатель: - Правильно и называется она кухонной.
- Назовите посуду из которой едят – тарелка, супница, салатница. И называется она - столовой.
- Ребята, а какая посуда нам нужна для чаепития – чашка, блюдце, сахарница.
Воспитатель: - Правильно и называется она чайной.
Пальчиковая гимнастика «Гномики»
Игровое упражнение «Третий лишний»
- Ребята, я назову вам слова, а вы скажите какое слово лишнее
Стол, тарелка, кружка и т.д…
Упражнение «Назови ласково»
(С использованием мячика)
Рефлексия:
1. Теперь, ребята, вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом — посуда.
2. Что вы запомнили сегодня на занятии? Какая игра вам больше понравилась?
3. Как называется посуда из которой мы пьём чай? Из которой мы едим? В которой мы готовим?
Молодцы ребята! Вы хорошо поработали.
Теперь можно идти отдыхать