Конспект занятия в средней группе по развитию речи.
Тема: Звуковая культура речи: звук (ч).
Програмное содержание. Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах); активизировать и расширять словарный запас по теме; закреплять умение определять место звука в начале и конце слов.
Развивать фонематический слух.
Воспитывать интонационную выразительность речи.
Методы и приёмы: словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).
Словарная работа: сундучок, калач.
Оборудование: мягкая игрушка: Чебурашка, красивая коробка с картинками.
Предварительная работа: проведение артикуляционных гимнастик, физминуток.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная.
СПТ: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие.
Ход занятия. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
« Если б не было его, не сказали б ничего».
Дети: - «Язык»
Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (чтобы разговаривать)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
Артикуляционные гимнастики.
Воспитатель: « А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
1) Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3) Упражнение « Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
Комарика: з-з-з-з…
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
Дети: звук (ч).
Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. « Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел « ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: « ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы все вместе её споём.
( Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Послушайте, как поёт песенку Ангелинин язычок!
А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Насти, Влада и т.д.
Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно».
Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.
Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)
Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)
Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)
Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)
Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)
Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)
Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)
Физкультминутка. (дети встают парами).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(приседания лицом друг к другу, взявшись за руки)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Взявшись за руки, лицом друг к другу покачивания из стороны в сторону)
Начинай считать опять.
(ладушки)
Раз, два, три, четыре, пять,
(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук)
Мы закончили считать.
(пожимают руку паре)
Игра «Назови ласково». ( Дети стоят в кругу, у воспитателя в руках мяч).
В: Вот какая дружная у нас группа. Вы любите, когда вас называют ласково? Каждое слово можно изменить, так, чтобы оно зазвучало ласково. Я прокачу вам мяч и скажу слово, а вы переделайте его так, чтобы оно звучало ласково.
Блюдце – блюдечко
Собака – собачка
Белка – белочка
Ложка – ложечка
Кольцо – колечко
Пуговица – пуговичка
Рукавица – рукавичка
Вилка – вилочка
Сани – саночки
Шапка – шапочка
Коса – косичка
Сумка – сумочка
Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: К нам в гости приехал мультипликационный персонаж, друг крокодила Гены, кто же это? (вноситься игрушка Чебурашка). Чебурашка приготовил для нас сюрприз (вноситься сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди достают из сундука картинки и называют их, если в названии есть звук (ч), дети кладут ее в зеленую корзинку, если нет в белую корзину. Чайник, снеговик, чайка, ежик, черепаха, санки, калач, солнце, тучи, снег, мяч.
Итог занятия.
Воспитатель:
- Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)
- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч). Молодцы, ребята.