Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осень в гости к нам пришла»
Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень».
Задачи:
образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование:
3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
листочки из картона для дорожки;
наборы элементов для создания картины осенней природы;
аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
видеофильм «Осень».
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее должны отгадать.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
Дети: Осень!
Воспитатель: Да, это Осень.
Ребята, я вас приглашаю на экскурсию осенний лес, вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
(Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)
Воспитатель: Вот мы пришли в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?
Дети: Чтобы подышать свежим воздухом
Воспитатель: А зачем осенью, да ещё и поздней?
Дети: Собрать грибы
Воспитатель: А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
Дети: Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
Воспитатель: Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел. Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр. А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
Дети: Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель: Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
Дети: Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.
Воспитатель: Первая картинка солнечная, весёлая. А на второй картинке?
Дети: Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.
Воспитатель: Эта картина уже не такая весёлая. А на третьей картинке?
Дети: Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?
Дети: Осень
Воспитатель: Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Дети: Осень бывает разной.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, осень предлагает нам поиграть в игру. А вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Вначале проведём разминку.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
«Отгадай загадку»
1) Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад — Это просто… (Листопад)
2) Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (Лужи)
3) Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
4) Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)
«Игра ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с заданиями.
Воспитатель: Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно.
(Просмотр презентации «Осень»)
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.
(Дети повторяют слова, кружатся. )
Воспитатель: Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?
Дети: Мы путешествовали по лесу, выполняли задания. А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!